Очерк по истории евреев в Палестине c 11 века до н. э. и до 1948 года.

jewish_historyЧасть 1. Одиннадцать веков еврейской государственности.

Написать этот очерк меня заставило желание подтвердить историческое право еврейского народа проживать на всей территории Палестины в качестве коренного этноса.
Этой цели и был подчинён отбор известных исторических фактов, представленных в настоящей работе.
Тех, кого интересует история евреев, арабов и Палестины в подробном изложении, рекомендую сразу обратиться к первоисточникам, которые я указываю в перечне литературы.

Палестина, в еврейской традиции – Эрэц-Исраэль, в христианской традиции – Святая Земля или Земля Обетованная, в терминах Танаха и Библии – Ханаан, в исторических терминах — Иудея – всё это одна и та же географическая область, на которой расположены современные государства Иордания и Израиль(см. карту Палестины, карту арабского мира и картуИудеи).

 

В древности вся эта земля принадлежала еврейскому народу.
На этой земле вот уже более трёх тысяч лет расположен город Иерусалим — вечный духовный центр еврейского народа.
Евреи свою неразрывную связь с этой землёй и с этим городом постоянно доказывают на протяжении всей своей трёхтысячелетней истории.

В 135 году, после того, как римский император Андриан подавил восстание евреев (Бар-Кохбы), он, разрушив Иерусалим, построил на его мете город Элия Капиталина, а территорию, на которой проживали восставшие евреи, приказал называть Палестина.
Таким образом, Андриан собирался навечно стереть память о существовании евреев и их религии.

С городом Иерусалимом, с евреями и с иудаизмом (религией евреев) у Андриана ничего не вышло, а вот с названием страны евреев получилось.
Палестина – так в наши дни называют ту самую географическую область, в пределах которой проживали древние евреи.

Древние евреи отвоевали эту землю у других народов в XII веке до новой эры, а в XI веке до н. э. основали здесь Израильское царство.
Первым израильским царём был — Саул (1025-1004 гг. до н.э.).
Затем, на троне его сменил Давид (1004-970 гг. до н.э.).
От Давида трон перешёл к Соломону (968-928 гг. до н.э.), который значительно расширил царство и укрепил консолидацию народа вокруг иудаизма.

В 928 г. до.н.э. это государство распалось на два самостоятельных: Израильское царство и Иудейское царство.

Израильское царство со столицами в городе Шхем, а затем в городе Самария просуществовало с 928 г. до н.э. до 722 г. до н.э., в котором оно было завоёвано ассирийским царём Салманасаром V.

Два года спустя преемник Салманасара, Саргон II (722–705 гг. до н. э.), угнал из Самарии и её окрестностей десятки тысяч жителей.
Вместо них были пригнаны кочевники, а позднее – халдеи (древний народ) из Вавилона.
Переселенцы смешались с оставшимися в стране израильтянами и переняли местную религию и язык.
Однако религиозные и обрядовые традиции пришельцев наложили известный отпечаток на религию местного населения; так возникла родственная евреям народность — самаритяне.

Иудейское царство со столицей в Иерусалиме просуществовало с 928 г. до н.э. до 586 г. до н.э.
В 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор после тяжелой двухлетней осады захватил Иерусалим.
Иудейский царь Цидкияху был схвачен и после того, как на его глазах были казнены его сыновья, ослеплен и отправлен в Вавилонию.
Храм был разрушен, население Иерусалима угнано в Вавилонию, а само Иудейское царство перестало существовать.
Вскоре, опасаясь дальнейших репрессий со стороны вавилонян, значительная часть остававшегося в стране населения бежало в Египет.

Разрушение Первого иерусалимского храма выпало на Девятое Ава, который у иудеев стал днём поста и траура.

Таким образом, по прошествии около ста сорока лет после падения Израильского царства пало Иудейское царство.
Однако в отличие от Израиля куда, после увода в плен еврейского населения были пригнаны поселенцы из других стран, Иудея находилась в запустении вплоть до 538 г. до н. э.

В 538 г.до н.э. персидский царь Кир, завоевавший до этого Вавилонию, разрешил евреям возвратиться в Иудею и восстановить разрушенный Храм в Иерусалиме.
Нужно отметить, что это было беспримерным явлением в истории того времени.
Из всех народов, изгнанных Ассирией и Вавилонией с их родины, лишь евреи вернулись в свою страну не только как отдельные личности, но главным образом как организованная национально-религиозная община.

Однако большинство возвратившихся составляли представители знати, священники и левиты, в то время как те, кто не оставил в Иудее земельной собственности либо прочно обосновался на новых местах, предпочли остаться, и так сформировалась вавилонская диаспора, просуществовавшая около 2,5 тыс. лет.

Во время царствования персидского царя Дария (522-486 гг. до н.э.) в 516 г. до н.э. Храм был восстановлен, и в последующие годы окончательно сформировалась административная структура Иудеи, существовавшая на протяжении почти двухсот последующих лет персидского владычества.
Иудея пользовалась широкой внутренней автономией; во главе автономии стоял первосвященник.

В 332 г. до н. э. Палестина была завоевана Александром Македонским, и вплоть до мусульманского завоевания (7 в. н. э.) страна была частью эллинистическо-римского мира.

В 301 г. до н. э. египетские Птолемеи овладели страной, и их господство продолжалось около ста лет.

Экономический подъем птолемеевского Египта распространился и на Палестину.
Страна стала важным торговым звеном в экономической структуре монархии Птолемеев, в первую очередь, благодаря транзиту товаров, ввозимых и вывозимых из Египта.

В Египет через Палестину поступало зерно из Сирии, а также предметы роскоши из Индии и южной Аравии; часть этих товаров потреблялась в самом Египте, другая часть переправлялась в страны Эгейского моря, служа важным источником доходов египетской казны.

В 200 г. до н. э. Палестина перешла под власть Селевкидов — греческой династии Сирии — и вошла в состав округа Келесирия и Финикия.
Как и Птолемеи, Селевкиды рассматривали население Иудеи как этнос (нацию), пользующийся широкой внутренней автономией в пределах своей территории, центром которой являлся Иерусалим.

В этот период только часть еврейского населения концентрировалась в пределах автономной Иудеи.

Евреи так же населяли примыкающие к Иудее с севера области — Офраим и Раматаим.
Значительный центр еврейского населения сложился в северо-западной Самарии.
Многочисленные еврейские поселения существовали в центральной и восточной Галилее.
Север Палестины был фактически сплошь заселен евреями.
Еврейские центры существовали также в Восточном Заиорданье — в Аммоне и к северу от него.

Все еврейское население Палестины, жившее вне пределов автономной Иудеи, принимало активное участие в ее общественной, религиозной и политической жизни и видело в Иерусалиме свой национальный центр.

Период правления Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н. э.) стал поворотным пунктом в истории еврейского народа.
Стремясь к консолидации царства, находящегося в состоянии упадка после поражения Антиоха III в войне с Римом, Антиох IV Эпифан всеми средствами старался ускорить процесс эллинизации подвластных народов.

Уже в самом начале своего царствования Антиох стал вмешиваться во внутренние дела Иерусалима.
При содействии первосвященника Менелая Антиох ограбил Иерусалимский храм, вызвав тем самым возмущение в народе.

В 168 г. до н. э., во время похода Антиоха против птолемеевского Египта, распространились слухи о смерти царя, послужившие сигналом к восстанию в некоторых городах на юге Селевкидского царства, в том числе и в Иерусалиме.

Войска Антиоха подавили восстание и овладели Иерусалимом.
В наказание в городской крепости был размещён греческий гарнизон.
Присутствие в священном городе чужеземцев, принесших с собой языческие культы, привело к тому, что многие жители начали покидать город и селиться в окрестностях Иерусалима и в других городах и селах Палестины.

В 167 г. до н. э. начались гонения на иудейскую религию: в Иудее был наложен запрет на исполнение законов Торы, и каждому еврею, совершавшему обрезание или соблюдавшему субботу, грозила смертная казнь.

Одновременно были приняты административные меры для введения языческих культов; Иерусалимский храм был осквернен и наречен святилищем Зевса Олимпийского.

К репрессиям против иудаизма Антиоха побудили как соображения военно-политического характера, в особенности забота о спокойствии в пограничных областях царства, так и неприязнь, и подозрительность по отношению к еврейскому монотеизму.

Несмотря на деспотические декреты и последовавшие за ними беспрецедентные в древнем мире религиозные гонения, большинство еврейского народа — вопреки ожиданиям Антиоха — осталось верным своим религиозным заветам.
Все большее число жителей покидало свои дома и присоединялось к вооруженным отрядам, действовавшим в Иудейской пустыне с начала гонений Антиоха.
Единое командование повстанческих отрядов возглавил Маттитьяху из Моди‘ина, священник из рода Хасмонеев.

Первое столкновение между Хасмонеями и царской администрацией произошло, когда посланцы царя прибыли в Моди‘ин с тем, чтобы принудить его жителей к отправлению языческих культов.
Маттитьяху и его сыновья решительно отказались изменить вере Израиля, и Маттитьяху собственноручно убил еврея, согласившегося по настоянию царских чиновников принести жертву на воздвигнутом по этому случаю языческом алтаре.
Бежавший в горы со своей семьей Маттитьяху вскоре стал общепризнанным вождем антигреческого восстания.

Тактика Маттитьяху состояла в организации небольших вооруженных отрядов, подрывавших контроль царской администрации над провинциальными городами, и в преследовании евреев, сотрудничавших с властями.
Фактическая утрата контроля над провинциальными городами привела к ограничению власти Селевкидов в Иерусалиме, который оказался отрезанным от военных баз и других административных центров страны.

После смерти Маттитьяху (167/6 г. до н. э.) руководство восстанием перешло к его сыну Иехуде Маккавею.
Под руководством Иехуды повстанцы стали угрожать самому Иерусалиму, что вынудило царские власти принять энергичные меры для восстановления контроля над Иудеей.

Самарийский наместник Аполлоний получил задание сломить сопротивление повстанцев и восстановить связь с Иерусалимским гарнизоном.
Однако продвижение войска Аполлония в Иудею с севера было остановлено силами Иехуды Маккавея, и сам Аполлоний пал в бою.
Потерпела провал и вторая попытка вторжения в Иудею: в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи Иехуде удалось нанести поражение селевкидским силам под командованием Серона.

Победы Иехуды Маккавея над регулярными частями селевкидской армии заставили царского наместника Келесирии Птолемея отнестись к положению с большей серьезностью и направить в Иудею крупный экспедиционный корпус.
Однако посредством смелой операции Иехуде удалось застигнуть неприятеля врасплох и нанести ему сокрушительное поражение.

В результате этой победы Лисию, наместнику Антиоха в областях к западу от Евфрата, стало очевидно, что восстание в Иудее превратилось в серьезную угрозу безопасности всего государства.
Во главе значительных сил Лисий выступил против повстанцев.
В сражении у Бет-Цура, самого южного пункта Иудеи, Иехуда в четвертый раз сумел нанести поражение царским силам.

Поскольку военные ресурсы Селевкидского царства были в этот момент весьма ограниченными, Лисий решил сделать шаг к примирению с евреями, обнародовав декрет, по которому евреям предоставлялась свобода вероисповедания и объявлялась амнистия повстанцам, которые сложат оружие и возвратятся к назначенному сроку в свои дома.

Иехуда Маккавей не удовольствовался уступками Лисия и, воспользовавшись военным превосходством, овладел Иерусалимом в декабре 164 г. до н. э., вскоре после смерти Антиоха IV Эпифана.
Иерусалим был освобожден, и только городская крепость Акра ещё некоторое время оставалась в руках царского гарнизона.
Храм был очищен от принадлежностей языческого культа, и богослужение было вверено священникам — сторонникам Иехуды.

В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения — Ханукка.

Установление контроля повстанцев над Иерусалимом фактически означало отпадение Иудеи от Селевкидского царства.
Почти все еврейское население Палестины находилось теперь под властью Хасмонеев.
Столкновения между силами Хасмонеев и нееврейским населением Палестины доказали абсолютное военное превосходство евреев на всей территории страны.

В 162 г. до н. э. власть в Селевкидском царстве перешла в руки Деметрия I, который стремился укрепить центральную власть и консолидировать государство.

Стремясь положить конец влиянию Хасмонеев, Деметрий направил в Иудею значительные силы и вновь овладел Иерусалимом.
Однако, в 161 г. до н. э.: Иехуда нанес противнику сокрушительное поражение и снова освободил Иерусалим.

Эта победа вернула Хасмонеям преобладающее значение и авторитет в Иудее.
Задавшись целью достичь полной политической независимости Иудеи, Иехуда добился заключения союза между Римской республикой и Иудеей.
Этот союз означал признание Римом де-юре хасмонейской Иудеи и содержал соглашение о дружественном нейтралитете и взаимной обороне.

Однако союз с Римом не положил конец войне селевкидской державы с Иудеей.
В 160 г. до н. э. селевкидские войска вновь вторглись в Иудею, и в неравном сражении с неприятелем Иехуда был убит.

Братья Иехуды Ионатан и Шим‘он Хасмонеи, сплотив вокруг себя остатки разгромленных войск Иехуды, вернулись к прежней тактике партизанских действий.

Несмотря на решительные меры, принятые селевкидской администрацией для окончательного подавления восстания, Ионатану удалось постепенно установить контроль над большинством сельских районов и провинциальных городов Иудеи.
В результате соперник селевкидского царя Александр Балас назначил Ионатана первосвященником и пожаловал ему звание “друга царя” (152 г. до н. э.), что означало фактическое признание вождя повстанцев главой этноса иудеев.

С этих пор пост первосвященника оставался прерогативой дома Хасмонеев на протяжении 150 лет.

Когда в 147 г. до н. э. Деметрий II вторгся в Сирию и начал военные действия против Александра, стремясь отвоевать престол своего отца, Ионатан, став на сторону Александра, установил военный контроль над прибрежной полосой Палестины.

После смерти Александра Баласа в 145 г. победа досталась его противнику Деметрию II, и Ионатану пришлось пойти с ним на компромисс.
Деметрий, в свою очередь заинтересованный в поддержке Ионатана, утвердил его на посту первосвященника и санкционировал присоединение к Иудее трех областей на юге Самарии с преобладающим еврейским населением.
Одновременно Ионатан приступил к укреплению Иерусалима и других городов Иудеи, чтобы предотвратить возможность вторжения в страну враждебных армий.
Ионатан так же отправил послов в Рим для возобновления союза, заключенного Иехудой, и установил дружественные отношения со Спартой.

Захватив коварством в плен Ионатана, селивкидские войска вторглись в Иудею, но были остановлены еврейскими воинами под руководством Шим‘она, последнего из братьев Хасмонеев.
Казнив в отместку Ионатана (143 г. до н. э.), войска противника покинули Иудею.

Время правления Ионатана было решающим периодом для становления независимой Иудеи: в эти годы страна окончательно добилась политической самостоятельности, усилилась в военном отношении и играла значительную политическую роль, оказывая влияние на судьбу Селевкидского государства.
Расширилась и территория Иудеи: в ее состав вошли южная Самария и область Экрон; фактически евреи овладели яффским портом и распространили свое влияние и на другие эллинистические города к югу от Яффо.

В 142 г. до н. э. претендент на селевкидский престол Деметрий II согласился полностью освободить Иудею от уплаты дани, что означало признание ее независимости.
В результате 25-летней упорной борьбы, начавшейся восстанием против религиозных гонений Антиоха Эпифана, Иудея после более чем 440-летнего перерыва вновь обрела независимость.

Шим‘он, возглавивший страну после гибели Ионатана, стремился упрочить стратегическое положение Иудеи, уничтожить последние оплоты противника в стране и получить доступ к морю путем окончательного присоединения Яффо.
Эллинистическое население завоеванных областей было изгнано, и его место заняли евреи.
Подобно своим братьям, Шим‘он придавал большое значение укреплению международных связей Иудеи, в первую очередь — с Римской республикой и ее союзниками.

Во внутренней политике Шим‘он с еще большей энергией, чем его братья, укреплял конституционный строй, обосновывающий преемственность династии Хасмонеев, и стремился привлечь как можно более широкие круги к активной поддержке установленного им режима.

После того, как Демертий II был захвачен в плен парфянами, на престол взошел Антиох VII Сидет.
Стремясь упрочить свое положение, Антиох поддерживал дружественные отношения с Шим‘оном: он утвердил статус Шим‘она как вождя Иудеи, признал его территориальные приобретения и разрешил чеканить собственную монету.

Однако, когда внутриполитическое положение монархии стабилизировалось, Антиох расторг союз с Шим‘оном и попытался вновь превратить Иудею в вассала Селевкидов.
В сражении возле города Явне иудеи нанесли тяжёлое поражение войскам Антиоха.

Усилия Шим‘она узаконить свое правление и закрепить наследование власти за домом Хасмонеев увенчались успехом, и народное собрание признало Шим‘она наследником Ионатана.
В 140 г. до н. э. Шим‘он созвал в Иерусалиме Великий Собор, который утвердил его в качестве этнарха, первосвященника и главнокомандующего.
Это назначение было наследственным и должно было передаваться потомкам Шим‘она.
На Шим‘она была возложена ответственность за храмовое богослужение и содержание Храма.
Было также установлено, что международные договоры Иудеи будут составляться от его имени.

Постановления Великого собора заложили основу хасмонейского государственного строя.

В 135 г. до н.э. преемником Шим‘она стал Иоханан Гиркан I.

Большая часть периода правления Иоханана Гиркана прошла в войнах, которые были по существу продолжением войн, начатых его отцом и дядьями.
Территориальная экспансия Гиркана шла в различных направлениях, однако особое значение имела аннексия Эдомского царства.
Принужденные Гирканом принять иудаизм эдомитяне, близкие в этническом отношении к евреям, слились с еврейским народом, и их родовая знать начала занимать влиятельные посты в Хасмонейском государстве.
Опираясь на значительное еврейское население в Заиорданье, Гиркан овладел большой частью территории Моава.
Начав военные действия против самаритян, Гиркан захватил Шхем и разрушил самаритянский храм на горе Гризим.
В последние годы Гиркан возобновил войну против северных городов Палестины и, овладев Самарией и Бет-Шеаном, открыл путь к присоединению Галилеи.

Смерть Иоханана Гиркана совпала с широким наступательным движением иудейских войск.
По сообщению Иосифа Флавия, сын и наследник Гиркана Иехуда Аристобул I вместе со своим братом Антигоном завершили завоевание Галилеи после победы над итуреями, вторгшимися в Верхнюю Галилею и овладевшими некоторыми ее районами.

Итуреи были насильно обращены в иудаизм и слились с коренным еврейским населением Галилеи.

В результате войн Иоханана Гиркана и Аристобула I власть Хасмонеев распространилась почти на всю территорию Палестины.
Все еврейское население страны находилось теперь в границах еврейского государства, и почти все семитское население Палестины, приняв иудаизм, стало интегральной частью еврейской нации.

Усилению Хасмонейского царства во многом способствовала успешная внешняя политика.
Иоханану Гиркану удалось заручиться поддержкой Римской республики и птолемеевского Египта, а также соперничающих друг с другом претендентов на селевкидский престол, поддерживаемых Римом и Египтом.
Укреплению дружественных связей Иудеи с Египтом в немалой степени содействовали египетские евреи, пользовавшиеся значительным влиянием при дворе Птолемеев.
Гиркан, как до него Ионатан и Шим‘он, поддерживал дружественные связи и с греческими государствами, в частности со Спартой, Афинами и Пергамом.

После короткой, но весьма ожесточенной борьбы между сыновьями Гиркана престол перешел к Александру Яннаю, в правление которого границы царства еще более расширились.
К 95 г. до н. э. Яннай полностью овладел морским побережьем страны от горы Кармел до границы с Египтом.
Тогда же был завоеван город Гадара в Заиорданье(см карту Иудея в 95 г. до н.э.).

В последние пять лет царствования Яная еврейские войска вели военные действия против греческих городов Декаполиса в Заиорданье, вторглись в Голан (северную часть Заиорданья) и остановили экспансию Набатейского царства.

В царствование жены Александра Янная, Саломеи-Александры, расширение границ царства значительно замедлилось, однако продолжалось укрепление армии.
Саломея не только удвоила еврейские военные силы, но и набрала значительное наемное войско.
В правление Саломеи ее младший сын Аристобул II предпринял попытку занять Дамаск, однако потерпел неудачу.

Военно-политическая деятельность Хасмонеев уничтожила большую часть достижений эллинистической экспансии и положила конец гегемонии греческих городов и греко-семитских элементов во внутренних районах Палестины.
В результате завоеваний хасмонейских правителей большинство семитского населения страны, как, например, эдомитяне и итуреи, было ассимилировано и влилось в еврейский народ; название Иудея, в прошлом обозначавшее лишь часть Палестины, стало теперь наименованием всей страны.
Религиозно-этническое единство неэллинизированного населения Палестины стало фактором, которого не смогло изменить впоследствии римское завоевание.

Появление в районе римских войск и присоединение селевкидской Сирии к Римской империи коренным образом изменило политическую обстановку: вмешательство Рима в дела Иудеи было неминуемо.

Междоусобная война, вспыхнувшая после смерти Саломеи-Александры вследствие борьбы за престол между ее старшим сыном Гирканом II и Аристобулом II, лишь ускорила это вмешательство.
В 63 г. до н. э. войска Помпея подошли к Иерусалиму.
Приверженцы Гиркана II открыли перед римлянами ворота города, и лишь на Храмовой горе римляне встретили сопротивление сторонников Аристобула II, сломленное после трехмесячной осады.

С завоеванием Иерусалима завершился восьмидесятилетний период независимой хасмонейской Иудеи.

Установив военный контроль над Иудеей, римляне превратили страну в протекторат, подчиненный наместнику Сирии, также ставшей римской провинцией.
От Иудеи были отторгнуты области, завоеванные Александром Яннаем, а также часть территорий, присоединенных Шим‘оном Хасмонеем и Гирканом I — прибрежная полоса от Кармела до границы с Египтом, часть Эдома и важнейшие районы Самарии.
Таким образом, была нарушена территориальная непрерывность между собственно Иудеей и Галилеей.
Правителем Иудеи был назначен старший сын Александра Янная — Гиркан II, лишенный царского титула и сохранивший лишь звание этнарха и должность первосвященника, а его “опекуном” назначили Антипатра.
На Иудею была наложена постоянная дань.

Под влиянием своего “опекуна”- Антипатра, Гиркан до конца правления сохранял лояльность Риму, с помощью которого ему удалось подавить многочисленные восстания против римского владычества, возглавлявшиеся по преимуществу сторонниками его младшего брата Аристобула II.
После победы Юлия Цезаря над Помпеем Антипатр был назначен Цезарем своим наместником в Иудее (с 47 г. до смерти в 43 г. до н. э.).

Сделав Гиркана марионеткой в своих руках, Антипатр стал фактическим властителем в стране и важнейшие должности в государстве раздал своим сыновьям и родным.
Своего старшего сына Фазаила он назначил начальником города Иерусалима, а второму сыну Ироду поручил управлять северной областью, носившей имя Галилея.

В 40 г. до н. э. сын Аристобула II — Антигон II с помощью парфянских войск овладел Иерусалимом.
Парфеняне пленили Гиркана и Фазаила, а Ирода, сына Антипатра, фактически управлявшего страной, заставили сбежать в Рим.
Власть в Иудее перешла к Антигону II, которую через четыре года у него отобрали римляне.

Благодаря политическим интригам, Антоний и Октавиан, члены правящего триумвирата, объявили Ирода I царем Иудеи и помогли ему овладеть страной.
В 37 г. до н. э. после почти пятимесячной осады Иерусалим перешел в руки Ирода и римлян.
Царству Ирода были возвращены почти все области, отторгнутые римлянами от территории Хасмонейского государства.

В 6 г. н.э. Иудея была превращена в римскую провинцию, что, по мнению, Иосифа Флавия привело к зарождению активного освободительного движения, вылившегося в антиримское восстание 66-73 гг.

Непосредственным толчком к восстанию послужили события, связанные с конфликтом греческой и еврейской общин в Кесарии, и систематические репрессии прокуратора Флора, который, в противоположность своим предшественникам, не считался с чувствами и образом мыслей еврейского населения провинции.
Трения между евреями и греками в Кесарии вылились в вооруженные столкновения, и евреи стали покидать город.
Флор не принял никаких мер для водворения порядка, но приказал арестовать руководителей еврейской общины города.

Слухи о событиях в Кесарии вызвали возмущение в Иерусалиме и привели к столкновениям между евреями и римским гарнизоном.
Несмотря на попытки представителей аристократии сгладить остроту конфликта и предотвратить открытое восстание, влияние националистов, стремившихся к религиозной независимости от Римской империи, резко усилилось.
Борьба сторонников умеренного и крайнего направлений закончилась победой приверженцев войны, и римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен.

События в Иерусалиме нашли отклик во всей Иудее, и кровавые столкновения прокатились по всем крупным городам страны.
Когда стало ясно, что вспомогательные войска, размещенные в провинции, не смогут овладеть положением, наместник Сирии Цестий Галл выступил на подавление восстания во главе значительных сил, состоявших из римских легионов и вспомогательных отрядов.

Выйдя из Акко (66 г. н. э.), Цестий Галл подошел к Иерусалиму.
Однако, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление повстанцев и поняв, что находившихся в его распоряжении сил недостаточно, чтобы овладеть городом, Цестий решил отступить.
Повстанцы, во главе которых стоял Шим‘он Бар-Гиора, неожиданно атаковали отступающий корпус в ущелье Бет-Хорон к северо-западу от Иерусалима и полностью разгромили его.

Поражение римлян оказало решающее влияние на дальнейшее развитие событий: весь народ был охвачен порывом национального энтузиазма, и те, кто еще колебался, примкнули к восстанию.
Даже официальное руководство восстанием перешло на некоторое время в руки временного правительства, одним из главных членов которого был бывший первосвященник Ханан бен Ханан.
Временное правительство разделило страну на ряд округов, во главе которых были поставлены военные эмиссары.
Командующим галилейского округа был назначен Иосеф бен Маттитьяху, получивший впоследствии известность под именем Иосиф Флавий.

Восстание в Иудее, превратившееся в реальную угрозу римскому владычеству в одной из важнейших областей империи, побудило императора Нерона отправить на подавление мятежа одного из опытнейших военачальников империи — Веспасиана во главе отборных легионов.

В 67 г. н. э. римский экспедиционный корпус, насчитывавший 60 тыс. человек, вторгся в Галилею.
Военное превосходство римлян было абсолютным.
Надежда повстанцев удержать укрепленные пункты Галилеи оказалась тщетной, и когда после ожесточенного сопротивления пала находившаяся под непосредственным командованием Иосефа бен Маттитьяху крепость Иодфата (Иотапата), римляне получили доступ к другим укрепленным пунктам Галилеи и во внутренние районы страны.

Следующей тактической целью Веспасиана было овладение иудейской военно-морской базой в яффском порту, угрожавшей морским коммуникациям римского флота.
Яффо захватил римский отряд, и корабли повстанцев были уничтожены в морском сражении вблизи порта.
Из городов восточной Галилеи наиболее упорное сопротивление римлянам оказали Тарихея (к западу от озера Кинерет) и Гамала на плато Голан; после подавления сопротивления на горе Тавор и в Гуш-Халаве (Гисхала) завершилось завоевание Галилеи (конец 67 г.) и был открыт путь для наступления на Иерусалим.

Потерпев поражение, многие тысячи галилейских повстанцев прибыли в Иерусалим и приняли участие в обороне города.
Самым значительным галилейским контингентом в Иерусалиме были отряды Иоханана Гисхальского, одного из самых выдающихся вождей восстания.

События, потрясшие Римскую империю после смерти Нерона (9 июня 68 г. н. э.), когда в течение одного года сменилось три императора, замедлили ход военных действий в Иудее.
В начале июля 69 г. Веспасиан был провозглашен императором расквартированными в восточной провинции империи легионами и до полной победы над своими противниками (в декабре 69 г.) не имел возможности продолжать интенсивную кампанию против иудейских мятежников.

Лишь весной 70 г. римляне под командованием сына Веспасиана — Тита, начали решительное наступление на Иерусалим.
Осада Иерусалима продолжалась около пяти месяцев и завершилась штурмом крепостных стен.

Вслед за этим начался штурм крепости Антонии, которую защищали силы Иоханана Гисхальского, и Верхнего города, удерживаемого людьми Шим‘она Бар-Гиоры.
Два римских легиона получили приказ воздвигнуть штурмовую насыпь против стены Антонии, а два других — против стены Верхнего города.
Однако защитники города после завершения осадных работ сумели атаковать римлян и уничтожить воздвигнутые ими сооружения.

В ответ на это Тит приказал возвести вокруг всего Иерусалима каменную ограду, в результате чего в городе начался голод.
Сконцентрировав отборные силы против Антонии, Тит взял крепость и разрушил ее, открыв тем самым путь к захвату Храмовой горы.

Евреи отчаянно защищали Храм, и лишь ценой огромных усилий римлянам удалось сломить сопротивление защитников, большинство из которых предпочло смерть плену.
Храм был сожжен, по-видимому, по приказу Тита, надеявшегося таким образом уничтожить очаг мятежного духа иудеев.

Потеряв последнюю надежду на успех, остатки еврейских сил сосредоточились в Верхнем городе и, оказывая отчаянное сопротивление римским легионерам, удерживали свои позиции еще около месяца.

Завоевание Верхнего города Иерусалима ознаменовало завершение Иудейской войны.

Однако последний очаг восстания, крепость Масада на берегу Мертвого моря, пала только в 73 г.
Защитники крепости, во главе которых стоял Эл‘азар бен Яир, предпочли покончить с собой, нежели сдаться в плен врагу.

Иудея была единственной восточной провинцией Римской империи, в которой в этот период вспыхнуло открытое и продолжительное восстание.
Победы, одержанные повстанцами на первых этапах, и отчаянное сопротивление евреев в Иодфате, Гамале, Масаде и самом Иерусалиме произвели сильное впечатление на современников.
Победа над Иудеей считалась важнейшим военным успехом династии Флавиев.

Война против Рима, продолжавшаяся более четырех лет, падение Иерусалима и разрушение Храма принесли тяжкие бедствия еврейскому народу.
Десятки тысяч евреев погибли в бою, десятки тысяч попали в плен, значительная часть земель, принадлежавших евреям, была конфискована римлянами.
В ряде случаев собственником конфискованной земли становилось римское государство, а евреи, которым она принадлежала ранее, превращались в арендаторов.
Население было обложено тяжкими налогами, самым унизительным из них был налог в пользу Юпитера Капитолийского — верховного бога империи, храм которого находился в Риме.
Императорским эдиктом евреи были лишены общинных и религиозных прав; и в теории, и на практике они были жертвами неограниченного произвола.
Продолжение: “Часть 2. Восемнадцать веков борьбы с иностранными захватчиками за право евреев жить на своей земле”.

 

Илья Брускин. Бат-Ям. 12.07.2009.

 

http://aib06.narod.ru/vuzov-E.1.html#stand-1