Очерк по истории евреев в Палестине c 11 века до н. э. и до 1948 года.

image116
Часть 2. Восемнадцать веков борьбы с иностранными захватчиками за право евреев жить на своей земле.

Второе великое восстание против римского владычества в Палестине произошло в 132–135 гг., в царствование императора Адриана.
Оно было последней серьезной попыткой еврейского народа отстоять свою независимость.
Восстание родилось из решимости евреев любой ценой сохранить еврейский характер своей страны и своей религии; они не могли примириться с превращением Палестины в обычную эллинизированную восточную провинцию Римской империи.

Стремясь упрочить мир на востоке империи, Адриан обещал евреям восстановить Иерусалим, однако спустя несколько лет отказался от своего намерения, решив придать городу римский, языческий характер.
Кроме того, император издал эдикт о запрещении обрезания, подведя этот обряд под закон о запрещении кастрации.
Формально не направленный против евреев, фактически этот эдикт наносил прямой удар еврейской религии. Адриан сознательно игнорировал чувства и традиции евреев.

Все эти действия римских властей явились непосредственным толчком к восстанию.

В этот период мощь Рима находилась в зените, ему не угрожал внешний враг, поэтому Адриан мог использовать в борьбе против восставших лучшие легионы.
Однако на этот раз восстание было тщательно подготовлено; восставшим удалось выдвинуть из своей среды единое централизованное руководство.

Вождем восстания был Шим‘он Бар-Кохба (сын звезды).

Бар-Кохбе удалось установить контроль над значительной частью всей территории Палестины, включая Иерусалим.

Попытки правителя Сирии подавить восстание не удались; 22-й легион, прибывший из Египта, был уничтожен.
Адриану пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам: из разных частей империи в Палестину были переведены легионы (всего около 12), объединенные под командованием Юлия Севера, специально отозванного из Британии.
Не зная в точности сил восставших, но будучи уверен в их мужестве и решимости бороться до конца, Юлий Север избегал прямого сражения с армией Бар-Кохбы, надеясь подавить ее сопротивление постепенно.

Ценой тяжелых потерь римлянам удалось принудить восставших к отступлению в крепости, которые затем одна за другой сдались.
По свидетельству Диона Кассия, было разрушено 50 крепостей и 985 селений; 580 тыс. человек было убито.
Галилея была захвачена римлянами на одном из ранних этапов борьбы; самые упорные сражения разыгрались в Иудее.

На последнем этапе восстания центром еврейского сопротивления стала крепость Бетар, расположенная к юго-западу от Иерусалима.
После продолжительной осады Бетар пал летом 135 г.
Это произошло 9 числа месяца ав — в годовщину разрушения Первого и Второго храмов.

Падение Бетара и гибель Бар-Кохбы означали конец борьбы, продолжавшейся три с половиной года.
Лишь в пещерах на побережье Мертвого моря еще сохранялись некоторое время отдельные очаги сопротивления.

Поражение восстания повлекло за собой жестокие преследования евреев Палестины и гонения на еврейскую религию.
Много евреев было убито в боях, а другие были казнены.
Многие были вынуждены бежать из страны и скрываться от преследования.

Невольничьи рынки в Палестине и других странах были переполнены пленными евреями.
Многие селения, особенно в Иудее, были разрушены дотла; центральный район Иудейских гор совершенно обезлюдел.
В Галилее, которая пострадала от поражения восстания меньше других частей страны, тем не менее, были вырублены все масличные рощи.

Римские власти широко практиковали конфискацию земель у еврейских владельцев; обширные земли оставались необработанными, так как их владельцы были угнаны в плен или бежали.

Адриан издал указы, воспрещавшие под угрозой смерти отправление еврейского культа, изучение Торы и соблюдение ее предписаний.
На месте разрушенного Иерусалима была основана римская колония Элия Капитолина (в честь императора Публия Элия Адриана).
Евреям было запрещено проживать в Иерусалиме; лишь раз в году, в день 9 ава, они допускались в город оплакивать развалины своих святынь.

Стремясь уничтожить всякое напоминание о связи евреев со своей родиной, Адриан переименовал Иудею на СириюПалестина.

Общественно-экономический подъем начался в Палестине в период правления старшего сына Шим‘она бен Гамлиэля, Иехуды ха-Наси.
Этому подъему способствовало благожелательное отношение императоров династии Северов (193–235) к евреям.

Особую благосклонность к евреям проявил Александр Север (222–235), склонявшийся к религиозному синкретизму, включавшему в себя в качестве одной из составных частей иудаизм.
В этот период значительно улучшилось политическое положение евреев Палестины; они получили возможность занимать важные посты в греческих и римских городах.
Евреям, как в Палестине, так и во всей империи, была предоставлена широкая административная и судебная автономия.

Хотя власти и не отменили официальное запрещение евреям селиться в Иерусалиме, но и не настаивали на его соблюдении.

Эмиграция из Палестины сменилась притоком евреев из диаспоры.
Среди новоприбывших были люди, обладавшие знаниями, инициативой и средствами, необходимыми для развития новых отраслей сельского хозяйства, как например, культуры льна и связанного с сельским хозяйством ремесла — производства готового платья.

Император Диоклетиан (284–313/316?) преобразовал Римскую империю в деспотическую монархию, опирающуюся на многочисленный бюрократический аппарат.
В целях укрепления центральной власти он проводил политику увеличения числа провинций путем их дробления.
Палестина, одна из самых малых по площади провинций империи, также подверглась разделению на несколько частей.

Одновременно со стабилизацией императорской власти происходит усиление новой религии — христианства, завершившееся при императоре Константине превращением христианства в государственную религию (313).
Этому событию суждено было оказать решающее влияние на статус Палестины и еврейского народа в рамках Римской империи.

Прежде евреям приходилось бороться с языческим миром, который воспринимал существование национальной религий как нечто само собой разумеющееся.
Христианство в качестве монотеистической религии не желало мириться с наличием других религий и жестоко преследовало их.

Хотя христианская церковь стремилась к крещению евреев, иудаизм не был запрещен ни в Палестине, ни в других частях Римской империи, которая, однако, насаждала вражду и презрение к евреям и их религии.
Религиозная вражда христиан к евреям дополнялась традиционным презрением к ним со стороны римской языческой аристократии.

Церковь не только претендовала на святые места христианства, но и утверждала, что все, чем некогда Бог одарил праотцев еврейского народа, принадлежит ей как “истинному Израилю”.
Притязания церкви распространялись даже и на Страну Израиля, т.е. на Палестину.
Свои претензии церковь обосновывала тем, что еврейский народ отвергнут Богом за то, что евреи отказались от “сына Божия” чему свидетельствует, по мнению церкви, разрушение Иерусалима и рассеяние евреев.

В Палестине начинается процесс вытеснения евреев христианами — новообращенными язычниками из местного населения и осевшими в стране паломниками.
Воздвигаются многочисленные церкви, в том числе в местах, населенных исключительно евреями, а также монастыри, число которых особенно увеличилось в 5–6 вв.
Однако число евреев, перешедших в христианство, оставалось, несмотря на все старания церкви, незначительным.

Хотя духовные вожди еврейского народа в 3 в. стремились к примирению с римской властью, стихийное возмущение народа произволом чужеземных правителей нередко приводило к попыткам вооруженного сопротивления.
В 351 г. в Циппори вспыхнуло восстание против Галла, римского правителя на востоке.

Восстание распространилось на Галилею и достигло на юге Лода.
Восстание было беспощадно подавлено римскими войсками под командованием опытного военачальника Урсицина.
Циппори, Лод и несколько других еврейских городов были сожжены.
Все жители Циппори были приговорены к смерти; те из них, кому удалось бежать, вынуждены были в течение многих лет скрываться в пещерах.

Непродолжительное правление императора Юлиана, прозванного церковью Отступником (361–363), вызвало сильное брожение среди евреев Палестины и диаспоры.

Юлиан стремился возродить в империи старый языческий культ за счет христианства, к которому он относился резко отрицательно.
Каждому из народов империи он хотел предоставить полную свободу в отправлении культов и следовании обычаям предков.
Органической частью этой политики было стремление Юлиана искупить обиды, нанесенные Римом еврейскому народу.

Юлиан решил возвратить евреям Иерусалим, изгнать из него узурпаторов-христиан, а так же восстановить Храм и богослужение в нем.
В одном из декретов Юлиан призвал евреев вернуться на родину и править ею согласно обычаям предков; в другом он объявил об отмене длинного списка налогов, которыми его предшественники обложили евреев.

Декларации Юлиана пробудили новую надежду в сердцах евреев.
Они стали стекаться в Иерусалим, а в общинах Италии, Вавилонии и Персии стали собирать пожертвования для евреев Палестины.

После смерти Юлиана (363) христиане разрушили много еврейских городов и селений на юге страны, где евреи составляли меньшинство.

Тем не менее, в период между смертью Юлиана и воцарением Феодосия I (379-395) отношение Рима к евреям оставалось терпимым.
Император иногда защищал евреев от произвола и насилия черни и духовенства.

Позднее, при Феодосии II (408-450) и его преемниках, число антиеврейских законов, сформулированных под влиянием церкви, непрерывно увеличивается.
При Феодосии II, (около 425 г.) была упразднена должность патриарха в Палестине.

Период со второй половины 5 в. до царствования Юстиниана (527–565) был сравнительно спокойным для евреев Палестины.
Ожесточенная борьба между православными и монофизитами отвлекала внимание церкви от евреев.
Свидетельством экономического расцвета страны являются воздвигнутые в этот период в обход запретов синагоги и возрождение еврейской общины в Иерусалиме.

С воцарением Юстиниана антиеврейская кампания вспыхнула вновь.
В свой новый кодекс Юстиниан не включил некоторые законы, содержавшиеся в кодексе Феодосия и подтверждавшие права евреев, и, наоборот, ввел ряд законов, ограничивавших их права.

Новое законодательство стремилось искоренить еврейскую религию.
Юстиниан вновь запретил строительство синагог; существующие синагоги он обращал в церкви и принуждал евреев к переходу в христианство.
Он запретил чтение Библии на иврите в синагогах и предписал вместо этого пользоваться при богослужении греческим переводом.
Ряд законов и декретов Юстиниана ограничивал евреев в различных гражданских правах (занимать муниципальные посты; выступать в качестве свидетелей в суде; официально поощрялось обращение еврейских детей в христианство).

Преемники Юстиниана продолжали его политику — с большей или меньшей жестокостью — вплоть до конца царствования Ираклия (610–641), последнего из византийских императоров, правивших Палестиной.

Вторжение персов в Палестину (614) пробудило мессианские надежды у евреев, которые оказали значительную помощь врагам своих преследователей и угнетателей.
Заняв при эффективной поддержке евреев Галилею, персы двинулись на Кесарию, продолжили наступление вдоль побережья Средиземного моря, а затем через Лод вышли к Иерусалиму.
Еврейские части участвовали в боях за прибрежные города севера и в штурме Иерусалима (май 614 г.).

Овладев Иерусалимом, персы передали его евреям, которые снова поселились в нем и начали вытеснять оттуда христиан.
В награду за помощь персы обещали евреям самоуправление в Палестине (в рамках Персидского царства), восстановление Иерусалимского храма и Иерусалима как еврейского города.

В течение трех лет контроль над Иерусалимом оставался в руках евреев.

Союз персидских завоевателей с евреями оказался непродолжительным.
Персы пришли к соглашению с местными христианами (617), управление Иерусалимом было передано епископу, а евреи снова изгнаны из него.

По-видимому, этот поворот в персидской политике побудил многих евреев, в особенности представителей богатых слоев, перейти на сторону византийского императора Ираклия, который весной 622 г. начал успешную кампанию против Персии и в марте 629 г. торжественно вступил в Иерусалим.
Император обещал евреям безопасность, однако под давлением церкви вскоре нарушил свое обещание.
Евреи были изгнаны из Иерусалима и его окрестностей; те, кому не удалось бежать, беспощадно истреблялись.

В 634 г. Палестина подверглась арабскому вторжению.

Происхождение арабского этноса связывают с Аравийским полуостровом.
Древнеарабские племена проживали там уже во 2-м тысячелетии до н.э., к V—VI векам они уже составляли подавляющее большинство полуострова.
Окончательно арабский этнос сложился на территории Аравийского полуострова к первой половине VII века с возникновением ислама.
Новая религия объединила многочисленные родственные племена и превратила их в единый народ.

Из Аравийского полуострова арабы начали свои завоевания, в результате которых был создан Халифат — огромная империя, превзошедшая по размерам Римскую.
В состав Халифата входили Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большая часть Закавказья, Средняя Азия, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, большая часть Пиренейского полуострова и часть Пакистана.

Важно также обратить внимание и на то, что родство между арабами и евреями, якобы подтверждаемое Библией, опровергается при внимательном чтении текста и непредвзятом его осмысливании.
На это важно обратить внимание потому, что авторитет Библии как бы подтверждает, что арабы проживали на территории Палестины ещё во времена Авраама, т. е. ещё до исхода евреев из Египта (до XII века до новой эры).

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:
1) завоевание и освоение страны (до 660 г.);
2) династия Омейядов (661–750);
3) династия Аббасидов (750–969);
4) династия Фатимидов (969–1099).

В период (638-660) Палестина являлась частью крупного арабского государства с режимом, отражавшим общую политическую ситуацию в арабском мире.
Государственная казна пополнялась главным образом за счет налогов, взимавшихся с немусульманского населения; позднее стали облагаться налогами арабские горожане и земледельцы, недавно поселившиеся в стране.

Евреи Палестины, возлагавшие большие надежды на арабских завоевателей, честно служили им и оказывали поддержку, особенно в военное время.
Влиятельные евреи диаспоры выступали при дворе Омейядов защитниками еврейского населения Палестины от произвола местных правителей.
Это способствовало притоку евреев в страну, что наполняло казну арабских правителей.
Паломничество евреев и христиан в Палестину способствовало повышению ее религиозного статуса и в исламе, который признавал святость Иерусалима, а впоследствии сам стал претендовать на святые места евреев.

Вторжение арабов в Палестину началось в 634 г., в феврале арабы дошли до ворот Газы.
Они нанесли поражение византийскому войску (636), продолжавшему, однако, удерживать Иерусалим.
Осада Иерусалима началась в июле 637 г., в марте-апреле 638 г. город сдался халифу Омару ибн ал-Хаттабу.
В 640 г. пала Кесария — последний оплот Византии в Палестине.

Планируя завоевание Палестины, арабы вступили в соглашение с евреями некоторых городов на юге страны.
В армии завоевателей было много евреев — жителей Палестины и бежавших в Аравию во время преследований Ираклия.

Армянский историк той эпохи утверждал, что “все остатки сынов Израиля присоединились к арабам и вместе с ними образовали большое войско”.
По свидетельству того же историка, вожди этой объединенной армии обратились к византийскому императору с предложением вернуть евреям “страну их отцов”, взамен обещая воздерживаться от военных действий на чужой территории.
Арабские источники признают ценность поддержки евреев и самаритян, хотя порой и пытаются преуменьшить ее значение.

По свидетельству арабского историка 9 в., халиф Омар заключил с евреями договор, предоставлявший им право селиться в Иерусалиме.

Первоначально в Иерусалим переселилось лишь 70 еврейских семей.
Евреи получили разрешение молиться на Храмовой горе и построить там синагогу.
Наличие еврейских поселений на южной стороне Храмовой горы подтверждается археологическими данными.

Евреи возвращались в свои покинутые селения и основывали там синагоги и школы.
Возобновившаяся иммиграция евреев сопровождалась возвращением им земель, отнятых после подавления восстания против Ираклия.

Поощряя еврейское землевладение, арабские завоеватели стремились обеспечить прежде всего бесперебойное поступление налогов в государственную казну.
Земельный налог рассматривался мусульманскими юристами как плата за пользование землей, отныне принадлежащей мусульманской общине по праву завоевания.

Землевладелец мог продать землю единоверцу, но не мусульманину.
Первые халифы старались сохранить эту систему и предотвратить превращение мусульман в земледельцев.
Они должны были оставаться большим войском, живущим за счет населения покоренных стран и способным к продолжению завоевательных войн.

Тем не менее, после переноса столицы халифата из Медины в Дамаск методы арабского управления в Палестине приобрели более жесткий характер, а сама страна все больше заселялась арабами.
Арабы стремились овладеть святыми местами Иерусалима и всей страны.
Если первоначально евреи и арабы пользовались равными правами во всех святых местах иудаизма (особенно в Иерусалиме и Хевроне), то спустя некоторое время евреи утратили эти права.
Евреев даже лишили возможности молиться на Храмовой горе.

Нетерпимость арабов к другим религиозным группам, впервые проявившаяся в период Омейядов (661-750), в правление Аббасидов (750-969) усилилась во всех странах ислама.
С упрочением халифата пришел конец освобождению мусульман от налогов; отпали также финансовые и политические соображения, препятствовавшие распространению ислама среди “народов Писания”.

Насильственное обращение и в этот период не практиковалось, но мусульманский фанатизм проявлялся в унижении и оскорблении “неверных”, в насилиях, грабеже и вымогательствах.
В Палестине эта политика выразилась в преследованиях евреев и христиан, в стремлении изгнать их из страны и насадить в ней исламские порядки.

Важным фактором антиеврейской политики было превращение Иерусалима и всей Палестины в святое место ислама.
Земли, прилегающие к Храмовой горе, были отведены под погребения видных мусульман, что вызвало возмущение евреев профанацией святого места.

Арабское большинство в Палестине формировалось медленно.
В конце 9 в.— начале 10 в., по свидетельству арабских историков, арабы не составляли большинства населения страны.
Евреи же никогда не оставляли страны полностью; поскольку им удавалось сохранять там свое присутствие в течение тысячи лет после разрушения Второго храма, они были уверены, что “больше не будут знать изгнания”.

В документах Каирской генизы (хранилища святых свитков) имеется информация о численности и составе еврейской общины Палестины в 10–11 вв.
В этих источниках упоминается около 50 общин в разных частях страны, включая прибрежные города от Тира до Эль-Ариша, большинство крупных городов внутри страны и небольшие селения.
Очевидно, что евреи жили не только в городах, но и в прилегающих к ним районах.
Имеются упоминания о еврейском населении в Тире и во всей Галилее, в городе Рамла и его окрестностях, о многочисленных жителях области Шфела и долины Шарон, а также вблизи Хеврона, в Газе и прилегающих районах.

Положение еврейства Палестины в значительной мере улучшилось с приходом к власти Фатимидов (969-1099).
В первые годы их правления в Палестине евреи занимали важные посты в гражданской и военной администрации.
В немалой степени это было вызвано тем, что шиитскому режиму Фатимидов в Палестине оказывало упорное сопротивление большинство мусульман-суннитов, что побуждало власть искать поддержки евреев.

Под властью Фатимидов процветали города Тир и Сидон, в которых имелось значительное еврейское население.
Важными центрами еврейской жизни были Иерусалим, Тверия и Рамла; небольшие еврейские поселения существовали в Заиорданье.
Для укрепления своей власти Фатимиды строили крепости в прибрежных и пограничных городах; многие из них были населены евреями.

Крепость Хайфа была передана евреям с согласия халифа
В этот период Хайфа была важным еврейским городом, местонахождением иешивы.

Рамла была крупным торговым центром.
В ней находилась резиденция специального уполномоченного, которому в случае споров между купцами передавались на хранение спорные деньги (пекид ха-сохарим).

В Тире евреи занимались производством стеклянных изделий; среди евреев были судовладельцы.
По своему значению Тир не уступал Рамле до самого завоевания Иерусалима турками-сельджуками (1071).

В прибрежных городах евреи обладали монополией в красильном промысле, занимались изготовлением лекарств и благовоний, а также другими ремеслами.
Однако число евреев, занятых этими ремеслами, было незначительно.
Трудности существования ишува усугублялись налоговым бременем, особенно тяжелым в Иерусалиме.

В конце 10 в.— начале 11 в стране господствовала анархия и произвол местных властей, что особенно отразилось на положении сельского населения.
Усилилась эмиграция евреев в соседние страны, особенно в Египет.
Процесс эмиграции был особенно ускорен унизительными для евреев указами халифа ал-Хакима (996–1026), в особенности указом о насильственном обращении евреев и христиан в ислам (1012), повлекшим за собой жестокие преследования “неверных”.

Тогда же произошли сильные землетрясения (в 1034 г. и в 1067 г.), от которых особенно пострадала Рамла.

Гонения ал-Хакима сильнее всего сказались на еврействе Иерусалима.
Многие евреи были убиты, а тех, кто остался в живых заставили выполнять тяжелые, унизительные работы.
Синагоги были разрушены. На евреев была наложена огромная контрибуция (1024–1029).

В эти годы полностью прекратилось паломничество в Иерусалим, где осталось лишь около 50 жителей-евреев.
Хотя указ ал-Хакима был вскоре отменен и власти вернулись к политике религиозной терпимости, ишуву был нанесен тяжелый удар.
Эмиграция превысила алию, которая, однако, не прекратилась, несмотря на многочисленные опасности.

В период с 1099 по 1291 гг. Палестина завоёвывалась и находилась под властью крестоносцев.

Завоеванию Палестины крестоносцами в 11–13 вв. предшествовали и сопутствовали массовые еврейские погромы в странах Европы, учинявшиеся участниками крестовых походов.
Первая волна крестоносцев, не достигнув Святой земли, была уничтожена турками (июль — октябрь 1096 г.).

Спустя два года крестоносцам удалось организовать рыцарское войско, которое в мае 1099 г. достигло прибрежной дороги, ведущей из Ливана в Палестину.

Осада Иерусалима продолжалась с 7 июня по 15 июля 1099 г. и после того, как крестоносцы проникли в него через пролом в стене, город капитулировал.
Завоеватели устроили массовую резню мусульманского и еврейского населения, численность которого достигала в то время 20–30 тыс.
Часть евреев, героически защищавших свой квартал на северо-востоке города, была перебита или заживо сожжена в синагоге, а часть — взята в плен и продана в рабство в Италию.
Лишь немногим удалось бежать в Ашкелон и Египет.

Захватив Иерусалим, крестоносцы продолжали завоевание страны.
Бет-Лехем, еще до взятия Иерусалима, фактически был сдан крестоносцам христианами, составлявшими большинство его населения.
После захвата Бет-Шеана и Тверии и превращения последней в столицу Галилейского княжества (1100–1247) сдались также Иерихон и Шхем.

Последняя серьезная попытка мусульман остановить наступление крестоносцев закончилась поражением Фатимидов у Ашкелона (август 1099 г.), открывшим крестоносцам путь к прибрежным городам.

Яффо был покинут мусульманским населением и в течение некоторого времени служил главным портом, через который осуществлялось снабжение армии завоевателей.

Для овладения большинством прибрежных городов крестоносцам потребовалось 10 лет (1100–1110).
Через портовые города поддерживались военные и торговые связи с Европой; в них концентрировались крестоносцы, осевшие в стране.

Ашкелон, находившийся под властью египтян и представлявший собой серьезную опасность для крестоносцев, был захвачен ими в 1153 г.

С 1100 г. началась экспансия крестоносцев в южную часть Заиорданья, завершившаяся в 1142 г. установлением их контроля над территорией между Сирией и Египтом и путем, ведущим с севера к Мекке и Медине.
Иерусалимское королевство, основанное крестоносцами в начале 12 в. занимало территорию от района современного Джубейля в Ливане до Эйлата, а также включало и фактически независимые от него графства Эдесса (на юге нынешней Турции), Триполи (на территории нынешнего Ливана) и княжество Антиохии (ныне Северная Сирия).

Первым правителем (1099–1100) Иерусалимского королевства был один из главных предводителей 1-го крестового похода Готфрид Бульонский.

Интенсивная (особенно в 12 в.) строительная деятельность крестоносцев в Палестине была подчинена главным образом задачам обороны и распространения христианской религии.

Крестоносцы построили жилые замки нормандского типа, гарнизонные форты, мощные крепости и укрепления, которые сегодня являются туристическими объектами Израиля, Иордани, Ливана и Сирии.

Они возводили и поднимали из руин церкви и строили монастыри.

Естественно, что они строили также и госпитали рыцарских орденов, заезжие дворы (главным образом в Акко), фермы (Аква-Белла, примерно 1168 г., в 7 км к западу от Иерусалима), мельницы (упоминаются в документах от 1158 г.), дороги, мосты и акведуки.

В городах, занятых крестоносцами, большинство евреев и мусульман было убито или продано в рабство, остальные бежали в соседние страны или в еще незахваченные города.
После упрочения власти крестоносцев уцелевшие евреи стали возвращаться в свои селения и восстанавливать разрушенный быт.
Крестоносцы запрещали евреям проживать лишь в Иерусалиме (по некоторым сведениям, и в Хевроне), в других городах Иудеи власти не препятствовали жизни евреев.

Известно о существовании в этот период 10 еврейских поселений в Галилее и еврейских общин в Тверии и Цфате.
Самыми крупными были еврейские общины прибрежных городов Тира, Акко и Кесарии; по-видимому, евреи этих городов занимались морской торговлей.
Среди евреев были врачи, ростовщики, стеклодувы, торговцы вразнос, а также проводники по святым местам, обслуживавшие христианских паломников.

Поражение объединенного христианского войска и завоевание Иерусалима египетским султаном Салах ад-Дином (1187) значительно облегчили алию.

Саладин обратился ко всем евреям — особенно к тем, кто бежал из-под власти крестоносцев, — с призывом возвратиться в Иерусалим.
В течение нескольких лет восстановилась еврейская община Иерусалима.
В 1211 г. в Палестину переселилось около 300 раввинов из Франции.

Несмотря на продолжавшиеся военные действия, в Палестину возвращаются евреи из Испании, Германии и других стран.

В 1291 г. пал последний оплот Иерусалимского королевства и начался период мамлюков (1291-1516).

Мамлюки первоначально были наемными воинами на службе у халифов египетской династии Айюбидов.
Войско мамлюков комплектовалось из рабов различного происхождения (главным образом турок, грузин и черкесов).
В середине 13 в. они захватили власть в Египте, в 1260 г. (3 сентября) нанесли поражение монголам при Эйн-Джалуде и в 1291 г. провели успешную кампанию против остатков армий крестоносцев в Палестине, закончившуюся падением Акко.

В первой половине 14 в. египетский престол занимал Насир Насир-ад-дин Мухаммад (1293–1341 гг., с перерывами).
После ряда междоусобных войн султаны Барсбей (1422–38) и Чакмак (1438–53) вновь водворили в стране порядок и безопасность, ценой которых, однако, явился суровый и жестокий военный режим.
Чтобы придать своей власти формальную законность, мамлюки провозглашали халифами подлинных или предполагаемых потомков династии Аббасидов, бывших лишь марионетками в их руках.

Стремясь опереться на мусульманское духовенство, мамлюки проводили политику религиозной нетерпимости и преследования “неверных”.
Мамлюки сохранили и укрепили сложившуюся до них политическую систему: армия и центральные органы власти содержались за счет государственной казны; высшее чиновничество получало во владение земли, все высшие административные посты были заняты военачальниками (эмирами), управлявшими страной в интересах армии.
Однако привилегии отдельных чиновников были ограниченными; верховная власть препятствовала сосредоточению чрезмерных богатств и влияния в руках частных лиц.

Многочисленные нужды государства удовлетворялись за счет населения с помощью штрафов, конфискаций, обесценивания монеты, принудительной фиксации низких цен на сельскохозяйственные продукты, а иногда с помощью вымогательства и прямого или завуалированного грабежа.
Это препятствовало частной хозяйственной инициативе, тормозило экономическое развитие и вело к разорению страны.

Хотя все страны под властью мамлюков переживали экономический упадок, Палестина пострадала больше соседних стран, так как, опасаясь вторжения христиан, мамлюки разрушили почти все портовые города — Акко, Яффо и другие.
Палестина оказалась отрезанной от мировой торговли, и место главного торгового посредника между Европой и Востоком занял, с помощью властей, порт Александрия в Египте.

В период мамлюков возросло религиозное значение Палестины для ислама.
Правители непрестанно основывали в стране религиозные училища (медресе), служившие центрами распространения мусульманского фанатизма и подстрекательства против “неверных” — евреев и христиан.

Несмотря на неблагоприятные условия, поток алии, стимулируемый преследованиями евреев в галуте, не прекращался на протяжении всего периода мамлюков.

Документы свидетельствуют о значительном притоке иммигрантов из Германии во второй половине 14 в., из Италии — в 15 в.

Приток евреев в Палестину вызвал усиление антиеврейских настроений среди фанатиков-мусульман; вместе с тем он служил властям источником доходов.
Например, в 1473 г. власти потребовали от евреев уплаты большой суммы за право восстановления Иерусалимской синагоги, разрушенной мусульманскими фанатиками.

Рост численности возвращающихся в Палестину евреев был связан с оккупацией Балканского полуострова турками и с падением Константинополя (1453).
Эти события открыли путь еврейской эмиграции из Европы, которая преграждалась папским эдиктом от 1428 г., предписывающим городам Италии, контролировавшим морской транспорт из Европы в Палестину, препятствовать перевозке евреев в Святую землю.

Экономическое и социальное положение иерусалимской общины улучшалось медленно: запрет на строительство новых синагог оставался в силе; без особого разрешения (то есть без взятки) еврей не мог построить или отремонтировать дом; евреи периодически обвинялись в оскорблении ислама и вынуждены были откупаться от преследований.
Поэтому они всегда были обременены долгами, промедление в уплате которых грозило продажей с аукциона всего имущества должника — даже предметов культа и старинных свитков Торы.

Алия части евреев Испании и Португалии, главным образом из числа анусим (насильственно обращенных в христианство), явилась самым важным событием в истории ишува под властью мамлюков.

Возродилась духовная жизнь Иерусалима; община стремилась привлечь видных законоучителей из диаспоры с помощью различных льгот, освобождения от налогов и т. п.

Многих изгнанников из Испании привлекли сравнительно спокойные условия жизни в Галилее.
Они селились в Цфате и других городах севера.

В городах средиземноморского побережья существовали небольшие еврейские общины, но ко времени турецкого завоевания сохранилась лишь община Газы.
Небольшое число евреев жило в Хевроне и Шхеме.

В 1517 г. Палестина была завоевана турками-османами, под предводительством султана Селима I (1512–1520).
В течение 400 лет (1517-1917) она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию, Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

Разгромив мамлюков в Северной Сирии (август 1516 г.), Селим овладел всеми ее крупными городами, в том числе Дамаском, и завершил завоевание остальной части страны в 1516 г.

В начале правления сына Селима, Сулеймана I Великолепного (1520–66), правитель Сирии и Палестины, происходивший из местного населения, восстал против турецкого владычества с намерением провозгласить независимое государство под своей властью.
Возможно, он использовал недовольство местного населения тяжким экономическим положением.
Мятежный правитель был убит турками; в стране было восстановлено спокойствие; возобновилось движение торговых караванов в Египет.
После подавления восстания все правители из местного населения были заменены турками; в стране была введена турецкая административная система.

Завоеванные территории делились на округи — санджаки (санджак — по-турецки знамя); во главе каждого округа стоял военачальник (санджак-бей).
С ростом Османской империи и ее экспансией за пределы Анатолии возникла необходимость приспособить административную организацию к изменившимся условиям.
Число санджаков увеличилось; области, состоявшие из нескольких санджаков, подчинялись наместникам султана, служившим посредниками между верховной и местной властью.

Новая организационная структура сформировалась в основном за 50 лет, истекших после завоевания Палестины.
Страна была разделена на четыре санджака; их центрами стали Иерусалим, Газа, Шхем и Цфат.
Каждый санджак представлял собой административную, военную, экономическую и судебную единицу, в свою очередь подразделявшуюся на несколько сельских округов.

Палестина входила в состав Дамасской провинции, порядок управления которой был установлен в 1548 г.
В противоположность анархии, царившей в конце правления мамлюков, османское владычество принесло с собой стабильность и относительную безопасность.
Улучшение политических условий благоприятно сказалось на состоянии сельского хозяйства.

В результате численность населения с 1517 к 1570 удвоилась и достигла примерно 30 тыс. человек.
Лишь 1/5–1/4 этого населения составляли жители шести городов: Иерусалима, Хеврона, Газы, Рамлы, Шхема и Цфата.
Остальное население жило в деревнях; некоторую его часть составляли полукочевники-бедуины, занимавшиеся сельским хозяйством лишь временно, в определенные сезоны.

Рост населения, расширение площади обрабатываемой земли в деревнях и на окраинах городов, распространение плодового садоводства и выращивания масличных деревьев привели к подъему сельского хозяйства и расцвету промыслов, связанных с переработкой его продуктов.
По-видимому, по инициативе переселившихся в страну евреев в Цфате возникли новые промыслы — ткацкий, красильный и другие.

Еврейское население Палестины сначала приветствовало турецкое завоевание, зная о благосклонном отношении султанов к изгнанникам из Испании и вообще к подданным-евреям.
Многие евреи помогали турецкой армии; некоторые достигли высоких административных постов.

Эти настроения послужили поводом к антиеврейским выступлениям в подвластных мамлюкам землях — Египте и Палестине.
Особенно пострадали от погромов евреи Цфата.
В Иерусалиме такие инциденты были редки, чему препятствовала значительная еврейская община.

Турецкие власти не поощряли еврейской иммиграции, но и не препятствовали ей.
Султаны Селим I, Сулейман Великолепный и Селим II (1566–74) воздерживались от вмешательства в жизнь своих еврейских подданных и от какой-либо их дискриминации.

Вследствие продолжения алии духовный и хозяйственный центр евреев Палестины перемещается в Цфат, число евреев, в котором к середине 16 века достигло 10 тысяч.
В Цфате, его окрестностях и других селениях Галилеи сосредоточилось большинство еврейского населения Палестины.

Со второй половины 16 в. начинается период упадка Османской империи.
Войско янычар (регулярная пехота) из опоры власти превратилось в источник постоянного беспокойства для султанов, часто поднимая против них восстания и непрерывно требуя увеличения жалованья.
Османская империя утратила обширные территории в Европе.

Постепенный упадок империи отрицательно сказался на положении населения Палестины.
Увеличилось бремя налогов.
В последней четверти 16 в. еврейское население Цфата и его окрестностей неоднократно подвергалось разбойничьим набегам бедуинов и друзов.

В 1576 г. турецкие власти издали указ о насильственном переселении 500 (по некоторым данным 1000) богатых еврейских семей из Цфата на Кипр.
Несмотря на то, что позднее этот указ был отменен, он подорвал доверие евреев к турецким властям.

Богатые жители стали покидать Цфат.
Хотя Цфат и не был покинут евреями полностью, как это случилось в конце 17 в. с Тверией, его упадок был предрешён.
Довершили начатое грабежи, болезни и голод, которые привели к почти полному исчезновению еврейских селений, существовавших в 16 в. в Галилее.

Упадок Цфата совпал с материальным и интеллектуальным возвышением Иерусалима.
Однако в 1625 г. иерусалимскую общину постиг тяжелый удар: бедуинский шейх Мухаммад ибн Фарук занял пост санджак-бея Иерусалима и обложил население, в особенности еврейское, непосильными налогами.
Хотя спустя год дамасский паша сместил ибн Фарука, бремя долгов с евреев Иерусалима не было снято.

Преемники ибн Фарука возводили на евреев ложные обвинения, грабили их имущество, бросали их в тюрьмы и вымогали выкуп.
Если заложникам не удавалось выкупиться, шантажу подвергалась вся община.
Евреи были вынуждены, бросив имущество, покидать Иерусалим, и к 1663 г. большинство их переехало в Рамлу.
Временными убежищами жителям Иерусалима служили также Хеврон и Газа.

В 1648 г. в Иерусалим прибыли евреи, спасшиеся от резни, учиненной на Украине казаками Б. Хмельницкого.
Турецкие власти, воспользовавшись случаем, еще больше повысили налоги, бремя которых особенно ощущалось беднейшими слоями населения.
В результате за непогашённые долги кредиторы-арабы сожгли в Иерусалиме ашкеназскую синагогу (1720), и в течение ряда лет евреи ашкеназы не могли селиться в Иерусалиме.

В конце 17 в.— начале 18 в. политический статус Османской империи в Европе изменился.
Ослабленная империя была вынуждена пойти на многочисленные территориальные уступки соседям.
Ей приходилось бороться с усиливающейся экспансией России, которая добивалась контроля над святыми местами и власти над православными подданными Турции — греками, сербами, болгарами и другими.

С упадком военной мощи янычар центральная власть попала в зависимость от наемных армий местных правителей.
Усиление местных властей увеличило их влияние на центральную власть, особенно в вопросах о налогах и других источниках доходов.
Крупное восстание вспыхнуло в Иерусалиме (1703) из-за нежелания местных властей передать представителю центральной власти деньги, собранные в качестве поземельного налога.
Восстание удалось подавить лишь в 1706 г.

В начале 18 в. правитель Галилеи, просвещенный бедуин Захир ал-‘Омар, распространил свою власть на Тверию с окрестностями, а также на приморские города — Акко и Хайфу.
Для развития подвластного ему края он хотел воспользоваться энергией и способностями его еврейского населения.

После 80 лет запустения была восстановлена Тверия.
Экономическое процветание города продолжалось и после падения Захира, которого сменил жестокий правитель Ахмад ал-Джаззар (1775–1804).
В этот период евреи Палестины жили главным образом за счет благотворительных поступлений из-за границы.

В период правления Захира и его борьбы с центральной властью число евреев, приезжавших в Иерусалим из-за границы, уменьшилось; многие жители покинули город.
С 1741 г. по 1770 г. число евреев Иерусалима сократилось почти вдвое.
Захир поощрял заселение евреями Галилеи; евреи снова появились в Пки‘ине и Шфар‘аме.
Община Газы в эти годы была весьма немногочисленной; она страдала от неоднократных вторжений разных армий.

Хотя положение еврейского населения Палестины в 18 в. было тяжелым, рост его численности и постоянная помощь константинопольской общины возвещали наступление новой эпохи в истории страны.

Вторжение Наполеона в Египет (1798) явилось неожиданностью для Османской империи, которая видела в нем союзника, завоевавшего Мальту и положившего конец пиратским набегам.
В начале 1799 г. после неудачной попытки подкупить Ахмада ал-Джаззара Наполеон вторгся в Палестину.

Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффо, несмотря на наличие в последнем большого гарнизона.
Население приветствовало завоевателей, так как Наполеону удалось привлечь его симпатии гуманным обращением и различными обещаниями.

Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, еврейское население которого сохранило верность турецкой власти.
На помощь туркам пришел английский флот.
Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (обе — апрель 1799 г.).

Однако из-за отсутствия тяжелой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

Поход Наполеона в Палестину знаменовал возрождение политического интереса западных держав к этой стране.
Социальные и культурные последствия этого похода были незначительны.
Зато во время наполеоновских войн прервалась материальная поддержка евреев Палестины их единоверцами из Польши и России, что еще более усугубило бедственное положение ашкеназской общины в стране.

19 в. принес с собой отмену прежней системы местного управления, которая превратила Палестину в заброшенную провинцию распадающейся империи.

Начиная с 1840 г. положение страны стало улучшаться.
Ее население значительно увеличилось.
Под влиянием революции в области средств сообщения, приблизившей Османскую империю к Европе, западное влияние в стране усилилось.

Население Палестины в 1800 г. не превышало 400 тыс., а число евреев — 5 тыс.; большинство их составляли сефарды.
Большая часть еврейского населения была сосредоточена в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне.

Христиане, численность которых составляла около 25 тыс., были рассеяны на большем пространстве.
Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Бет-Лехеме — контролировались православной и католической церквами.

Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.

Численность еврейского населения к 1840 г. удвоилась, христианского и мусульманского — осталась без изменения.

Вмешательство европейских держав в турецко-египетский конфликт (1840–41) привело к возвращению Палестины и Сирии под непосредственный контроль Турции.

Начался период реформ в Османской империи.
Административные перемены нашли выражение в так называемом законе о вилайетах (1864), который упрочил централизацию, установив жесткую иерархическую систему управления провинцией.
Эта система не устранила коррупции и злоупотребления властью, однако резко сократила произвол местных властей и даже предоставила различным религиозным общинам (в том числе и немусульманским) некоторую долю влияния в общественных делах.
Некоторые группы миссионеров создали широкую сеть просветительских, медицинских и благотворительных учреждений.

Великие европейские державы, старавшиеся обрести сферы влияния во всех частях Османской империи в качестве потенциальных опорных пунктов при будущем ее разделе, использовали миссионерскую деятельность своих подданных в Палестине.
Россия претендовала на роль покровителя православных подданных Турции, Франция — на аналогичную роль в отношении католиков.

Протестантские страны находились в менее выгодном положении, поскольку среди подданных Османской империи не было протестантов, объединенных в особую религиозно-административную единицу (миллет).
Поэтому во время турецко-египетской войны (1839–41) Англия выступила “защитницей” еврейских и друзских общин в Палестине.

Одной из непосредственных причин Крымской войны (1853–56) явилось франко-русское соперничество из-за контроля над святыми местами.

Позднее в качестве покровительницы протестантов в Палестине выступила Германия.
Поселения немецких сектантов — темплеров, обосновавшихся в Палестине в 1868 г., использовались ею для политического проникновения в страну.

Усовершенствование средств сообщения между Палестиной и Европой привело к увеличению числа паломников и туристов, что способствовало благосостоянию страны.

К 1880 г. население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи.
Иерусалим стал крупнейшим городом в стране; из его населения (около 25 тыс.) более половины составляли евреи.

В последние десятилетия османского владычества в Палестине (1880–1917) империя, переживавшая период упадка, продолжала сопротивляться растущему политическому и экономическому влиянию европейских держав.

Султан Абдул-Хамид II (1876–1908) пытался сохранить власть путем расширения полицейско-бюрократического аппарата, поощрения иммиграции мусульман, попыток использовать противоречия между великими державами.
Турецкие власти поощряли железнодорожное строительство: в 1890–92 гг. французской компанией была построена железная дорога Иерусалим — Яффо, в 1908 г. завершено осуществлявшееся немецкой компанией строительство железнодорожной линии Хайфа — Дар‘а (ныне в Сирии), соединенной с Хиджазской железной дорогой (Константинополь — Дамаск — Медина).

Европейские державы продолжали укреплять свои позиции в стране с помощью режима капитуляций, обеспечивавшего его представителям особые привилегии.
После оккупации Египта Англией (1882) Османская империя сблизилась с Германией.
Демонстративным проявлением этого сближения был официальный визит кайзера Вильгельма II в Иерусалим (1898).
Политические, военные и экономические последствия этого визита принадлежат к числу факторов, приведших к началу 1-й мировой войны.

Приток европейцев (поселенцев, паломников, монахов, туристов) заставил турецкое правительство следить за соблюдением порядка и законности на подчиненных ему территориях, чтобы не давать иностранным державам повода вмешиваться во внутренние дела Османской империи.
Продолжение: “Часть 3. Массовое возвращение евреев из диаспоры на Родину и борьба за возрождение еврейской государственности”.

 

Илья Брускин. Бат-Ям. 12.07.2009.

 

http://aib06.narod.ru/vuzov-E.2.html#stand-1