СУД НАД НАРОДАМИ?

правосудиеКогда я путешествую, меня часто спрашивают о Божьем суде над народами. Недавно я ездила по городам США, и у меня сложилось впечатление, что многие христиане верят в то, что в настоящее время Бог судит США. Автор книги-бестселлера «Предвестник» Джонатана Кана предостерегает американцев о том, что Божий суд неизбежен, и что его можно остановить только через глубокое покаяние. Эта книга входит в список бестселлеров художественной литературы в Нью-Йорк Таймс рекордный период времени для христианской книги (64 недели на данный момент). Многие американцы также перечитывают книгу Дэвида Вилкерсона «Виденье» (1973), в которой автор предостерегает о Божьем суде над США. В других странах христиане также смотрят на ситуацию в мире и спрашивают, будет ли Бог судить их народ и когда?

Хороший вопрос. Многие страны действительно находятся в финансовом затруднении. В марте на Кипре произошел огромный кризис банковской системы, в результате чего его волна пронеслась по всему миру. Во многих странах растет уровень безработицы. В Европе в общей сложности он составляет более 11%, но некоторые европейские страны находятся в крайне сложной ситуации: это Греция – 26%, Испания – 26,6% и некоторые другие – 15%. США имеет рекордный долг по государственным расходам, который выходит из-под контроля. В разных местах земного шара вспыхивают войны и региональные конфликты. С финансовой точки зрения на протяжении последних 5 лет мир находится в ситуации рынка с понижательной тенденцией. Хороших новостей мало. Согласно последним сообщениям, растет преследование христиан, а также антисемитизм. Ближний Восток является морем нестабильности, а Израиль ежедневно подвергается угрозам его безопасности. Как нам все это понимать? Как мы можем помочь нашей стране? Нашей общине? Семье?

Природа Бога

Библия ясно говорит о том, что Бог является Богом милосердия и справедливости. На мой взгляд, книга Исход 34:6-7 – одно из самых важных мест в Библии. Именно здесь Бог рассказывает Моисею о Себе и о Своем характере. Еврейские мудрецы называют это место 13 характеристик Божьей милости: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».

То, что я больше всего люблю в Боге, — это то, что Он абсолютно непоколебим – если Он сказал, что что-то сделает, то Он это обязательно сделает. Мы видим это в том, каким чудесным образом исполняются библейские пророчества о стране и народе Израиля, особенно за последние 100 лет. Живя в Израиле, я во всем вижу доказательства особенности Его природы, которая заключается в том, что Он верно сдерживает Свои обещания. Я живу по соседству с еврейскими иммигрантами, приехавшими с других стран, моими хорошими друзьями. Здесь на иврите говорят с множеством акцентов, поскольку люди Книги прибыли домой в точности так, как написано в этой Книге. Нам нравится смотреть на позитивную сторону сдержанного Богом обещания, но есть также пророчества о суде, который Бог тоже верно исполняет.

Осужденные Богом народы в истории

В Библии есть много примеров народов или городов, над которыми Бог производил Свой суд. Давайте коротко рассмотрим несколько из них.

Sodom_and_Gomorrah

Содом и Гоморра – Бог был настолько рассержен поведением жителей Содома и Гоморры, что полностью разрушил эти города и всех их жителей, кроме четырех, излив на них дождь из огня и серы. Бог осудил их за их извращение и порочность, а также за то, как они отнеслись к пришельцам. В своей книге «Сага, Израиль и конец народов» Рамон Беннет утверждает: «К Богу дошел вопль о Содоме и Гоморре. Жители этих городов имели обыкновение плохо обращаться с чужестранцами, проходящими через их землю, и это тоже было мерзостью для Бога, Который заботится о пришельце так же, как о вдове и сироте». «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:33-34).
египет  Египет – Народ Египта был осужден за их отношение к народу Израиля. Каждый год на Пасху израильский народ вспоминает о временах их рабства в Египте и о Божьем избавлении. Результатом десяти казней, которые Бог послал на древний Египет, было беспрецедентное разрушение. Бог произвел над ними суд за порабощение еврейского народа, за убийство еврейских младенцев, а также за их жестокое отношение к народу Израиля. Они были осуждены и строго наказаны, но Бог не истребил их полностью. В последующие периоды было много упоминаний о Египте, некоторые из них все еще должны исполниться.

Ассирия – Такие пророки, как Иона и Наум пророчествовали против Ассирийского города Ниневия. Ассирийская империя были известна за ее жестокость. Это хорошо описано в книге Фредерика Уильяма Фаррара «Малые пророки».

«Судя по хвастливым надписям своих царей, никакая другая более бесполезная, жестокая и страшная власть никогда не бросала свою огромную тень на страницы истории в то время, как она была на пути к разрушению. Ассирийские цари издевались над жалким миром. Они ликовали, что им удалось записать, как «пространство не вмещало столько трупов»; каким беспощадным разрушителем была их богиня Иштар; как они выбрасывали тела солдатов, как прах; как они строили пирамиды на человеческих головах; как они сжигали города; как они опустошали густонаселенные земли и наполняли их смертью; как они обагряли большие пустыни кровью воинов; как они усеивали целые страны телами своих сторонников, как мусором; как они сажали на кол «массы людей» и засоряли горы и реки костями мертвых людей; как они отсекали руки царей, прибивали их к стенам и оставляли их тела на растерзание медведям и собакам около входных ворот городов; как они принуждали целые народы, взятые в плен, в оковах делать  кирпичи; как они рубали воинов, как сорняки, или убивали, как диких зверей в лесу, и покрывали колонны содранной с вражеских царей кожей» (ст.147,148).

ассирия

Мы все хорошо знаем историю об Ионе и большом ките. Эта необыкновенная история раскрывает такие особенности характера Бога, как суд и милость. Я понимаю, почему Иона не хотел идти в Ниневию! Он хорошо знал о гнусных делах ассирийцев. Их отношения с Израилем были связаны с болезненными событиями – фактически, Ассирия захватила в плен 10 северных племен. Иона, наверняка, был рад, что Бог намеревался произвести суд над ассирийцами.

В то же время он понял характер Бога: «…ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2). Обратите внимание на сходство с книгой Исход 34:6-7. И в действительности то поколение жителей Ниневии покаялось, и Бог отменил Свое наказание. Пророк Софония говорит: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» (Соф.2:13). В 612 г. до н.э. Ниневия была полностью разрушена – стерта с лица земли. Все, что осталось от этого большого города, всего лишь несколько насыпей земли, и сегодня это территория Ирака.

По всей Библии рассказывается о том, что Бог, Который исполняет то, что говорит, производил справедливый суд над этим и другими народами и городами. На это было много причин. Они были осуждены за их жестокость, распущенный образ жизни и поклонение идолам, а также за то, как они относились к Израилю и еврейскому народу.   

События будущегодамаск

В Библии есть пророчества о судах, которые еще не исполнились. Некоторые касаются отдельных народов или городов, например, пророчество в книге Исаии глава 17, которое говорит о Дамаске, древнем городе, который до сегодняшнего дня существует в Сирии. «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин» (Ис.17:1). Это пророчество еще не исполнилось.

В Библии есть также несколько мест, которые говорят о суде Бога над народами.

Книга пророка Иоиля глава 3 – Пророк Иоиль громогласно изрекает послание о нашем времени. «Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили… Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы… Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него» (Иоиль 3:1-2, 9, 12, 14-17).

Имя «Иосафат» на иврите имеет буквальное значении – «Бог будет судить». На иврите слово «судить» звучит, как shofat (שפט). Это слово также означает «осуществлять правосудие, выносить приговор, наказывать, управлять, или рассудить». Слово на иврите «суд» имеет общий корень со словом shfetah (שפיטה). Первая часть слова Иосафат на иврите звучит, как Yod-He-Vav (יהו), что является частью имени Бога (יהוה) и часто произносится, как Яхве. Был также царь Иудеи по имени Иосафат.

Это очень полезное место из Писания, потому что оно определяет временные рамки событий, подобно времени, «когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима». Мы живем во времена, когда эти пленные возвращаются на родину их предков (стих 1). Приближаемся ли мы к тому времени, когда Бог будет судить народы? Безусловно, это возможно, и по многим признакам мы видим, что суд может состояться в ближайшем будущем. Я признаю, что не понимаю, как Бог определяет времена! Но из вышеупомянутого места Писания (стих 2) четко видно, что Бога не радуют две проблемы:

  1. Рассеяние Его народа – евреев.
  2. Разделение Его земли.

Раввин Давид Кимхи, также известный по имени Радак, (1160-1235) написал комментарии ко всему Танаху (с книги Бытия по книгу пророка Малахии). И для многих еврейских студентов, изучающих Библию, он является одним из альтернативных толкователей. Ниже приводятся его комментарии ко 2-му стиху: «и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля», перевод с иврита звучит следующим образом: «Я притяну их к суду и накажу их за то зло, которое они совершили против еврейского народа, когда он был в изгнании среди них».

В АртСкрол комментариях к двенадцати книгам малых пророков пророчество Иоиля о суде над народами относится к битве между Гогом и Магогом: «Некоторые толкователи связывают войну Гога и Магога с войной между армиями Едома – то есть, христианские народы – и армиями Измаила – арабскими народами. Всемогущий побудит их встретиться в бою в окрестности Иерусалима, где обе армии будут уничтожены в наказание за преследование ими еврейского народа».

Книга пророка Захарии глава 12 – Пророк Захария также говорит о дне, когда народы мира выступят против Иерусалима: «И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли» (Зах.12:3). Согласно Радаку, народы, которые выступают против Иерусалима, являются «армиями Гога и Магога, которые попытаются осадить Иерусалим, веря в то, что если этот большой город будет завоеван, автоматически падет и остаток Израиля».

Независимо от того, является ли правда на стороне Радака о пророчестве Захарии относительно Гога и Магога, или здесь идет речь о другом конфликте, результат неизменен – Бог вступится за Израиль.

Книга пророка Иезекииля главы 38-39 – Мы не будем детально рассматривать отрывок из книги прока Иезекииля, в котором описывается завоевание Гога и Магога. Позвольте мне лишь подчеркнуть, что в этом отрывке Бог четко дает понять, что Он Сам выступит против тех народов, которые придут, чтобы уничтожить израильский народ.

       Евангелие от Матфея, глава 25 – суд над народами

Иешуа также говорил о суде над народами в 25-й главе Евангелия от Матфея. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:31-40).

Я верю, что когда Иешуа использовал обращение «Мои братия» в контексте суда над народами, Он говорил к еврейскому народу. В своем исследовании я не нашла места, где Иешуа обращается к каким-то другим народам, как «братия». Он безусловно любит все народы, но доказательства подтверждают, что народы будут судимы на основании того, как они относились к народу и государству Израиля. Я не буду занимать категорическую позицию в этом вопросе, но мое мнение разделяют и другие. Как я проверила, большинство толкователей Библии согласны с таким толкованием. Это ни в коем случае не означает, что мы не должны заботиться о нуждах других.

Я считаю, будет глупо с нашей стороны не осознать тот факт, что Бог серьезно заботится об Израиле и произведет Свой суд над теми, которые выступят против него, рассеют этот народ, разделят израильскую землю и не будут проявлять любовь и сострадание к еврейскому народу, когда он будет переживать страдания.

Страны на опасном основании

В марте Президент США Барак Обама посетил Израиль в большом окружении, включая нового Государственного Секретаря США Джона Керри. Несмотря на то, что американские лидеры высказали много хорошего в сторону Израиля, они продолжают защищать позицию «два государства для двух народов». Как и большинство мировых лидеров, они работают над тем, чтобы опять разделить землю Израиля. Это опасное основание. Бог говорит, что Он будет судить те народы, которые рассеют Его народ и разделят Его землю (Иоиль 3).

Лидер Дома поклонения для всех народов в Иерусалиме Том Хесс написал книгу под названием «Что получит Африка: благословение или проклятие». В этой книге показано, как некоторые африканские страны процветают в то время, как другие не имеют этого процветания, что зависит от их действий по отношению к Израилю. Другая подобная книга под названием «Око за око» была написана Уильямом Коэнигом. В ней показано, как стихийные бедствия повлияли на США в соответствии с особенными действиями американских лидеров по отношению к Израилю.

Многие христиане в Великобритании публично покаялись за действия их правительства по отношению к еврейскому народу после холокоста, когда они строго ограничили иммиграцию евреев. Некоторые полагают, что упадок Британской империи может быть связан с их действиями по отношению к еврейскому народу. Обратившись к истории, можно провести параллель между Британской и Испанской империями, которые,  когда-то имевшие могущественную власть, теперь потеряли свою международную важность после того, как в 1492 году изгнали еврейское население.

       Наше участиелакмус

Мой отец Др.Дэвид Аллен Льюис часто называл Израиль «Божьей лакмусовой бумажкой». Тест с лакмусовой бумажкой был определен Мариам Вебстер, как тест, в котором решающим является один фактор (например, отношение, событие или факт). Когда лакмусовую бумажку опускают в жидкость, она показывает, является ли эта жидкость кислотой или щелочью. Просто на мгновение представьте, что Бог берет Израиль как лакмусовую бумажку и опускает его в чашку отдельного народа. Результат будет на лицо – некоторые будут за, а некоторые будут против Израиля. Некоторые будут народами овец, для которых приготовлено благословение, а некоторые будут народами козлов, обреченными на суд.

В своей книге «Может ли Израиль выжить во враждебном мире?» мой отец говорит: «Поскольку многие умалчивают тот факт, что наша страна медленно предает Израиль, вы должны громко с крыш домов заявить о вашем протесте. Настаивайте на том, чтобы ваша церковь обратила внимание на эту основную проблему последнего времени. Научитесь опровергать ложь СМИ и антисемитов. Не позвольте равнодушным лидерам скрывать эту проблему. Вы и я можем настроиться на Бога и праведность…это все таки одна из самых важных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Израиль является лакмусовой бумажкой последнего времени. Бог не может отдать все благословения христианским реформаторам, если они игнорируют вопрос безопасности и выживания Израиля. У нас еще есть время поменять свой курс. Бог провозглашает, что даже если приговор уже вынесен, его еще можно изменить».

Обратите внимание на то, что Господь здесь говорит: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер.18:7-10).

Характер Бога полон милосердия и справедливости. Он долготерпелив и желает, чтобы все люди и народы покаялись. Помните, Бог не уничтожил злых жителей города Ниневии, когда они оделись во вретище, посыпали головы пеплом и искренне покаялись. Все еще есть время для народов покаяться за их отношение к Израилю.

Молитесь за ваших лидеров, чтобы они обратились к Богу и приняли Его планы и цели. Выступайте за Израиль. Непрестанно молитесь за вашу страну и к молитве прилагайте дела. Помните Божье обетование: «…и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Парлип.7:14). Наши земли нуждаются в исцелении. Им необходимо выбрать Божий план благословения и обратиться от пути, который ведет к суду и, возможно, к уничтожению.

Делайте шаги к тому, чтобы стать благословением для израильского народа и всей страны через даяния, благодаря которым будет возможность накормить голодных, одеть и послужить нуждающимся.

Я молюсь: «О Бог, будь милостивым к нам!». Это Его характер. Пусть Он, Тот, Кто хотел спасти развращенные Содом и Гоморру ради десяти праведников, обратит Свой взгляд на наши раскаивающиеся сердца и спасет нас от уничтожения.

 

Ребекка Дж. Бриммер

Международный президент и Исполнительный директор