Терпение в мире нетерпеливости

terpenie-e-to-horosh-upakovanny-e-nervy-На протяжении около 20 лет мы с мужем все свое время посвящали служению в Америке. Наш дом стал местом нашей работы и был центром нашей деятельности 24 часа в сутки. Мы являли любовь Господа всем, кто обращался к нам за помощью – от младенцев до пенсионеров, матерей-одиночек и пострадавших семей. За нашим обеденным столом часто собиралось 20 и более человек, многие из которых жили вместе с нами на протяжении разных периодов времени. Одна молодая женщина и ее двухлетний сын стали неотъемлемой частью нашего служения, и они жили с нами 11 лет. Даже когда дети висели на мне, и в это время у меня около уха был еще телефон, при этом у меня получалось составлять учебные материалы для наших сотрудников, консультировать молодых девушек-подростков и даже проводить уроки Библии. И, несмотря на все это, меня все хорошо знали за мое терпение. Уравновешенную и наполненную Божьей радостью, меня было очень сложно «вывести из себя».

Но недавно Господь показал мне, как сильно я отдалилась от того идеала. Жителям Израиля постоянно предоставляется возможность проявить терпение, одной из таких возможностей являются транспортные пробки. Однажды, когда мой муж ехал за рулем машины по переполненным улицам Иерусалима, я заметила, что меня все больше и больше раздражают водители, которые едут вокруг нас. И когда один самоуверенный парень подрезал нас, я разразилась криком, хотя он его и не слышал, и со злостью помахала ему вслед пальцем. Почувствовав смущение и стыд, я тут же покаялась, и после этого Бог начал посылать в мою жизнь другие подобные ситуации.

Один за другим разом я опять реагировала с нетерпеливостью – в пробках, на рынке, в очереди – будто бы мое существование, мои цели, мое время, желания и планы были важнее других людей. Как-то я начала думать, что я нахожусь в центре всего, и я поняла, как часто мы позволяем обстоятельствам управлять нашей реакцией на них. По непонятной причине мы просто решили, что имеем право требовать что-то от окружающих нас людей, с раздражением реагировать на них и говорить, не подумав. И как редко мы называем такие поступки их настоящим именем: чистый эгоизм. Странно, что признание «я немного не сдержался» звучит далеко не так, как настоящая правда: «Я был очень эгоистичен».

В Новом Завете есть наставление, которое мы также находим в Ветхом Завете: любить ближних, и даже так, как самих себя. Иешуа говорит своим последователям, что их будут знать, как Его учеников не столько за их трезвую доктрину, сколько за их любовь друг ко другу. Нетерпеливость является противоположностью этой любви, и, к сожалению, подобно гриппу или простуде, она очень заразительна.

Приобретение терпения

Я решила, что единственным способом получить «прививку от нетерпеливости»  — это освежить в памяти все места из Библии, где говорится об этом. И, конечно же, не обошлось и без того, чтобы обратиться к древнееврейским основам нашего христианского понимания. Когда я начала молиться и просить Господа направить меня в этом изучении, в мою голову сразу же пришли две мысли.

Когда я только уверовала, наш пастор говорил: «Никогда не молитесь о терпении!». Вся сложность в том, что Господь не даст, чтобы на нас чудно и нежно почил покров спокойствия и безмятежности. Напротив, в результате такой молитвы Господь начнет учить нас терпению, помещая нас в такие ситуации, которые по-настоящему требуют терпения. И как предупреждал нас пастор, это может стать для нас очень некомфортным основанием для обучения.

Интересно заметить, что раввины на протяжении поколений говорят о том же и учат, что многие дары, которыми Бог одарил Свой народ, дают обратную реакцию. Исцеление может наступить только перед лицом болезни или  обиды. Освобождение возможно только, когда человек находится в рабстве. Согласно иудаизму, точно так же действует и терпение. Его можно приобрести только в  испытаниях.

Но Муссар (древняя традиционная еврейская дисциплина, которая направляет и помогает жить святой жизнью) дает надежду на немного менее тяжелый путь к цели. Эта дисциплина учит, что корнем нетерпеливости является ошибочная вера в то, что мы управляем своей судьбой. Такой взгляд отрицает факт того, что Бог есть суверенным, и в Его власти каждый аспект нашей жизни. Правда, по словам раввинов, заключается в том, что даже если мы и не беспомощны и не живем пассивной жизнью, наши судьбы все равно подчиняются Его великому плану жизни, пространства, духа и материи.  Обстоятельствами нашей жизни управляют не наши Руки. И, по словам раввинов, самым лучшим способом приобрести терпение – это размышлять над тем, кем мы в действительности являемся по отношению ко всей Вселенной. Осознание нашей «мизерности» и Его величия должны поставить все на свои места.

Второй мыслью, которая пришла мне тогда в голову, было место из Нового Завета – Гал.5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Часто, когда христиане говорят важные вещи об этих стихах, они ссылаются на «плоды» Духа, но в действительности автор использует слово «плод» в единственном числе. Эти качества не являются группой отдельных плодов. Подобно гранату, который наполнен сотнями семян, или апельсиновая долька, в которой десятки крошечных наполненных соком долек. Все вместе они составляют один плод. И хоть каждый из этих семян и долек может быть уникальным, но он имеет много общего с другими семенами и дольками. Более тщательное изучение оригинального языка раскрывает эту истину даже еще глубже:

  1. ЛЮБОВЬ: уникальное в этом списке качество, единственное, к которому нас призывают все писатели Библии. Со времен древнего Израиля до дней Иешуа Божий народ учат любить: любить Господа, друг друга, самих себя, и даже врагов. Поэтому не удивительно, что это качество занимает первое место в списке. Любовь подобна кожуре, которая держит вместе весь фрукт.
  2. РАДОСТЬ: Один толкователь определяет радость как «узнанную благодать». Это качество относится к чувству счастья, которое в действительности расцветает в тяжелые времена.
  3. МИР: И на иврите, и на греческом языке это слово имеет множество значений, но в этом случае оно подразумевает наступление порядка в хаосе.
  4. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ: Хотя мы еще и рассмотрим это слово глубже, в этом месте его можно определить как выносливость.
  5. БЛАГОСТЬ: В отличии от нашего современного понимания, это слово не обязательно означает «быть хорошим», оно означает поступать на благо ситуации независимо от того, насколько она сложная.
  6. МИЛОСЕРДИЕ: Это слово относится к наивысшему моральному качеству, которое выражает превосходство и силу, которые невозможно победить обстоятельствами.
  7. ВЕРА: Это слово имеет абсолютное значение – полное посвящение, 100-процентная надежность, независимо от обстоятельств.
  8. КРОТОСТЬ: Часто это слово определяют как уравновешенный, или спокойный. Но здесь оно означает гармоничный, который дает чувство спокойствия, и даже долготерпеливый.
  9. ВОЗДЕРЖАНИЕ: Это слово означает иметь обладание над чем-то, и оно соответственно заканчивает список, началом которого была любовь.

 

ДЕВЯТЬ КАЧЕСТВ – ОДИН ПЛОД

Автор послания к галатам дал нам видимые качества святой жизни. Кто-то может рассматривать их отдельно, возможно молясь за кротость или мир, исключая остальные восемь качеств. Или же их можно рассматривать как ступеньки, на каждую из которых нужно подниматься по порядку, и каждая из которых стоит на другой. Для западного мировоззрения очень типично, раскладывать все по полочкам и рассматривать индивидуальные аспекты жизни как независимые от остальных. Но важно помнить, что авторы Нового Завета были евреи, которые смотрели на мир по-еврейски. Их мировоззрение имело склонность к объединению, они воспринимали жизнь и все ее составляющие как взаимосвязанное целое. Отдельная личность, её семья, её община, её народ и её Бог формировали одно синергетическое целое, и если что-то влияло на какую-то из его частей, оно влияло на все целое.

Я верю, что Бог хочет, чтобы мы рассматривали эти стихи через еврейское мировоззрение: девять отдельных, но зависимых друг от друга характеристик, неразрывно связанных и частично совпадающих между собою, каждая из которых формирует часть всех остальных. Вместе они провозглашают принципы жизни, к которой нас призывает Бог.

Если смотреть через призму иудаизма, молиться за один из этих качеств означает молиться за всех их. Здесь мы видим веру, которая становится возможной благодаря кротости; долготерпение, которое позволяет пребывать милосердию; милосердие, которое проявляется в расцвет радости; мир, который приносит порядок в хаос; и воздержание, которое открывается, когда любовь дает умение обладать над каждой ситуацией. И мое проявление нетерпеливости показывает не только отсутствие терпения, но и мира, благости, милосердия, кротости, воздержания, радости и более всего любви.

ЧТО ТАКОЕ ТЕРПЕНИЕ?

Словарные определения слова «терпение» еще больше подтверждают важность его понимания с еврейской точки зрения. Прочитывая эти определения, поищите составляющие остальных восьми качеств.

Терпение: 1) перенесение боли или испытания без жалоб;
2) проявление воздержанности под провокацией или стрессом;
3) не опрометчивый, или не импульсивный; 4) устойчивый, несмотря на сложные обстоятельства; 5) способный или готовый терпеть.

Еврейское слово, которое является эквивалентом терпения, фокусируется на одном аспекте нескольких характеристик, которые описаны в послании к галатам. На иврите это слово звучит, как «savlanoot», и оно означает «проявлять терпимость, страдать, терпеть, или нести тяжелый груз». Поскольку это слово использовалось в Священных Писаниях и в письменах мудрецов, оно часто подразумевало значение «нести ношу». Иногда этой ношей могло быть время, ожидание, гонения, противостояние, плохое обращение, отсутствие отклика от других и даже неудовлетворенные ожидания. И на иврите, и на английском языке не возникает сомнений, что быть терпеливым означает «развивать способность терпеть».

ВОЗМОЖНО ЛИ ИМЕТЬ ТЕРПЕНИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ?

 В детстве я любила ходить с мамой на почту. Каждые несколько дней мы прогуливались на почту, чтобы посмотреть, что там нас ждет. И я всегда очень радовалась, когда мне приходило письмо от моей двоюродной сестры, которая жила далеко от нас. Иногда это письмо шло несколько дней, а то и недель. Когда я подросла и узнала о быстрой почтовой службе, я была приятно удивлена, что письма могут так быстро доходить до места предназначения.

Но времена изменились. От телетайпа до факса, компьютера и ай-фона мы продвинулись во времена общения в реальном времени, когда информация передается мгновенно, моментально. Мы живем, как это называют исследователи, виртуальной жизнью. Последние исследования показывают, что за это мы платим дорогую цену. Мобильные телефоны, переписка, интернет, чаты и т.п. стают причиной множества проблем со здоровьем вплоть до зависимостей и нарушения пищевого поведения, но на первом месте в списке проблем, вызванных современными технологиями, стоит нетерпеливость.

Мы хотим всё прямо сейчас. Успех, здоровье, ответ, да все, что угодно – мы хотим получить это сейчас же. И мы как общество обманываем себя, думая, что имеем право и власть жить СИЮЖЕ МИНУТНОЙ жизнью. Но эта СИЮЖЕМИНУТНОСТЬ редко, если вообще когда-нибудь, встречается в жизни человечества.

Царь Соломон учил нас, что конец достоин того, чтобы его ждать, потому что конец лучше начала. И Сам Господь описан в Торе (от книги Бытия до Второзакония), как Тот, Кто обладает качеством терпения. Раввины учат, что Он сохранил Лота и его дочерей от гибели в Содоме, потому что через поколения Руфь и ее внук Давид будут его потомками и принесут святость в Израиль. Безграничное терпение Господа, который на протяжении целых поколений ожидал изменений к лучшему из, на первый взгляд, негативных ситуаций, является примером для нас, простых смертных. И этот пример бросает вызов нашим требованиям к мгновенному удовлетворению наших желаний.

Муссар напоминает нам, что мы можем лучше всего понять Божье невероятное терпение, когда мы непокорны или нам не удается сделать то, что, как мы знаем, является правильным. Его терпение простирается и на нас. В противном случае наказание было бы неминуемым. Не было бы права на ошибку, не было бы второго шанса или возможности вынести урок и возрасти. Божье долготерпение позволяет нам переживать Его прощение и обновление снова и снова.

ЧТО ГОВОРЯТ МУДРЕЦЫ

  Талмуд (толкование раввинов еврейских традиций и Священных Писаний) также уделяет значительное внимание теме терпения, описывая его как ключевое составляющее для успешного воспитания и школьного обучения. Фактически, Талмуд утверждает, что «вспыльчивый», или нетерпеливый человек не может быть учителем! Там говорится, что учение основывается на доверии. Учитель, который не имеет терпения по отношению к своим ученикам, не заслужит их доверия, и поэтому они никогда не будут от него по-настоящему чему-то учиться.

Но, к сожалению, человек по своей природе вспыльчивый. Поспешные выводы, свойственные человеку предубеждения становятся причиной проявления нетерпеливости по отношению к другим, а вместе с тем и неосмотрительного поведения и реакции, что отдаляет нас от праведности. Насколько мы благословенны, что наш Спаситель и Искупитель есть долготерпеливым Богом, Который имеет безграничное терпение к Своим нетерпеливым детям!

ЧТО ГОВОРИТ ПИСАНИЕ

Тема терпения встречается десятки раз, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Там говорится, что Бог воздаст каждому по делам его; что Его избранные будут проявлять терпение; что мы будем поступать с терпением; что Он укрепит и даст нам терпение; и что мы прежде всего должны относиться друг ко другу с терпением. В Библии есть еще много других мест, где мы читаем о невероятном терпении Бога, Который любит нас.

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые поитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»
(2 Пет. 3:9).

«Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления [и грехи]» (Чис.14:18).

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:6).

«Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»
(Пс. 85:15).

Это небольшие примеры, где Писание неоднократно рассказывает о Божьей милости и терпении, мире и благости, кротости, радости и милосердии.

Другими словами, девять качеств, описанных в послании галатам, включая терпение, являются критериями святой жизни, потому что они есть качествами Самого Бога. В этих нескольких коротких предложениях показано, какой Он в действительности. Он есть любовь. Он есть мир. Он есть радость. Он есть терпение.

И с этим терпением он ожидает нас. Он не просто выжидает время, и ждет подходящего момента. Он терпит нас. Он воздерживается от наказания, даже когда мы являемся причиной Его страданий, Его боли, мы Его ноша, которую Он несет. И Его невероятная, непомерная, верная и заветная любовь (на иврите звучит, как chesed), вынуждает Его терпеть дальше.

 ТЕРПЕНИЕ К ИЗРАИЛЮ

         Бог терпелив не только к нам, отдельным личностям, и всему человечеству. В разных местах Библии мы встречаем другой пример Божьего невероятного желания терпеливо ждать тех, кого Он любит. Это касается Его отношений с народом Израиля. В книге Бытия описано, что Он говорил через Своих пророков, сообщая Своему народу, что может случиться, если они отступят от завета с Ним. Он обещает Свою любовь и верность, заботу и избавление, независимо от того, в какой точке земного шара они могут оказаться. И Он обещает божественное вмешательство, в результате которого произойдет объединение Его народа и возвращение их на родину от четырех концов земли. Сегодня Он исполняет эти обетования после трех тысячелетий общения со Своим народом в любви и долготерпении. Три тысячи лет – это долгое время ожиданий, но мудрецы рассказывают прекрасную историю, которая показывает терпеливое сердце Бога.

Могущественный царь взял в жены прекрасную дворянку. У них была необычная свадебная церемония, на которой присутствовали все соседние царства и были свидетелями невероятного выражения его любви к ней. Даже кутубах (брачный контракт) был необычным своей щедростью. Он был очень долгим и занимал много страниц. Царь давал обещание за обещанием своей невесте. Он обещал: «Я дам тебе во владение много земли…» и «Я дам тебе свою конюшню для самых лучших лошадей». Он обещал ей много домов, слуг, полей и урожаев, виноградников и т.п. После каждого обещания он рассказывал, какими большими и прекрасными будут эти блага, как народы вокруг нее будут завидовать тому, что дал ей любящий муж.

Вскоре после свадьбы царь был позван в одно из его очень дальних владений разрешить сложную ситуацию среди его людей. К сожалению, на разрешения конфликта ушло много лет, на протяжении которых его жена ждала его возвращения.

Люди из соседних народов начали говорить нехорошее этой дворянке о ее муже. «Он покинул тебя! Он никогда не вернется. Когда же ты поймешь, что он больше не любит тебя, иначе бы он нашел возможность быть здесь». Они снова и снова бросали оскорбления в сторону ее мужа и пытались убедить ее, что он никогда не вернется. Но каждый раз, когда она читала кетубах, слова, написанные там, утешали ее. И даже если он еще не исполнил всех своих обещаний, его слова были настолько наполнены страстной любовью, что читая их, она чувствовала уверенность в его возвращении.

И однажды он действительно вернулся. Он прибежал к своей жене и обнял ее. «Моя дорогая» — воскликнул он. – «Я восхищен, что ты смогла ждать моего возращения все эти годы с таким терпением и верностью».

«Мой господин» — ответила она. – «это было не легко. Эти года были полны боли и многих страданий. Наши соседи оскорбляли тебя и называли меня глупой. Они говорили, что ты никогда не вернешься ко мне. Но каждый раз, когда я читала кетубах, который ты оставил мне, я получала надежду. Я знаю, что где-то ты тоже с терпением ждал, что однажды ты вернешься».

 

Эта история об Израиле, как утверждают мудрецы. Другие народы насмехаются и говорят: «Как долго ты будеш ждать? Неужели ты собираешься умереть за Бога, Который оставил тебя? Он никогда не вернется к тебе!». Но Божий избранный народ ходит в синагогу, на шаббат, читает и изучает Тору. В ней Бог дает им много обетований, и Его слова наполнены ревностной любовью.
«Я благословлю вас, Я дам вам прекрасную землю, Я сделаю вас сильными, сделаю вас плодородными и размножу вас, Я спасу вас и буду ходить среди вас…». Когда они читают эти слова, они утешаются, и их сердце наполняется надеждой.

По словам мудрецов, когда придёт спасение, и Израиль предстанет пред лицом Бога, Святой Господь скажет: «Мои дорогие, я восхищаюсь тем, что вы смогли ждать меня все эти годы!». А они ответят: «Господин наш, если бы не Твоя Тора, мы бы не смогли. Это было нелегко, эти года были наполнены болью и страданиями. Народы земли уже давно решили, что Ты забыл о нас. Они насмехались над нами и называли нас глупцами за то, что мы ждали Твоего возвращения. Но Тора, которую Ты дал нам, была настолько наполнена Твоей любовью, что она давала нам силы и терпения ждать Тебя».

БРЕМЯ ЕГО ЛЕГКО

 Даже в греческом языке слово «терпение» связанно с понятием страдания. Оно требует, чтобы Его народ доверился Ему и ждал, независимо от обстоятельств вокруг них, чтобы Его рука действовала вместо них. Это понятие не относится к удушающему самоконтролю. Оно означает отказ от чего-то, доверие, ожидание Бога, ведь Он тоже ждал нас. В Новом Завете Иешуа рассказывает Своим последователям, что Его иго благо, и бремя Его легко. Становится только тяжелее, когда мы не сдерживаемся и забываем о Божьем обетовании вместе с нами нести наше бремя.

Я хочу, чтобы моя жизнь стала насыщенным спелым плодом с большим количеством маленьких насыщенных соком долек, переполненным характером Самого Бога. И я все же молюсь за то, чтобы иметь терпение, осознавая, что молитва за одно из описанных в послании к галатам качеств означает молитву за все эти качества. Я хочу подчиниться Богу и верить, что СИЮЖЕМИНУТНОСТЬ моей жизни в Его руках, что Он всегда с любовью и радостью несет мои бремена, что жизнь моя наполнена миром и терпением, что я могу относиться ко всем с благостью и кротостью, что меня знают за мою верность, чистоту и самообладание.

 

Черил Хауэр

Международный директор отдела развития