ХРАНИ СВОИ  УСТА   

tumblr_m8iwaxwRkb1rduaoao1_500«Камнями и палками могут поломать твои кости, но слова никогда не причинят тебе боли», или другими словами «Брань на воротах не виснет». Вы когда-нибудь слышали эту, на первый взгляд, невинную детскую шуточку? Возможно, вы даже сами ее использовали в ответ на какую-то неприятную фразу или слова. Большинство из нас однажды говорили что-то плохое о другом человеке, или же кто-то другой говорил о нас что-то нехорошее. Мы склонны считать, что то, что мы сказали о другом человеке, в действительности не обидело его, в то время, как сами мы обычно долго помним нашу обиду из-за чьих-то нехороших слов о нас. Из этого исходит общая истина – мы судим самих себя по нашим намерениям, а других – по их поступкам.

Исходя из этого, возможно, мы должны подумать над таким вопросом: Как Бог судит нас за наши слова, и что говорит об этом Писание? Поскольку Мосты мира – это служение, направленное на восстановление отношений с еврейским народом, то можем ли мы вынести что-то для себя из этой темы? Возможно, вопрос о наших устах конкретно касается нашей миссии по той причине, что христиане и евреи часто говорили нехорошие, и иногда неправдивые, слова друг на друга. Я хочу начать наше размышление на эту тему с ознакомления с учением об этом евреев, и потом я хочу добавить несколько мыслей со стороны христиан. Я сделаю это по нескольким причинам.

Во-первых, в истории отношений между еврейским народом и христианами именно христиане в основном говорили плохое, что часто было неправдой, о евреях. Это касается последних 1800 лет с того времени, как после второго большого восстания в 135 году н.э. римский император Адриан разрушил Иерусалим. Это конечно же не есть темой этого учебного письма, но злые речи со стороны многих ярких личностей в христианстве по отношению к евреям послужили основанием для бесконечных терроров таких, как инквизиция и даже холокост. (Это учебное письмо помещено на нашем сайте: «Источник антииудаизма, антисемитизма и антисионизма», а также «Страдания, ереси и холокост»).

Вторая, и более веская, причина того, чтобы рассматривать учение евреев на эту тему, заключается в том, что даже на ваш взгляд учение евреев будет более глубоким, чем  христиан. Поэтому давайте начнем, как во многих учениях евреев, с истории. Мудрецы рассказывают следующую историю. Я читал ее из нескольких источников, поэтому не уверен, с кем именно она связана, но это прекрасная история.

как перья на ветру

В маленьком еврейском селе в Украине молодой парень разозлился на раввина. Имея злобу, он сказал одному из своих друзей ложь о раввине. И как это обычно происходит в маленьком городке, этот друг рассказал эту ложь другому своему другу, а тот – своей жене, а она – своей сестре, и в результате эта история дошла до самого раввина. Его это очень обидело. Теперь он не мог ничего сделать, чтобы опровергнуть широко распространившуюся о нем историю.

Через несколько недель этот молодой парень осознал, что был неправ, когда разозлился на раввина, но еще более неправ в том, что рассказал о нем эту историю. С искренним раскаянием он пошел к раввину и попросил у него прощение за злобу и ложь, которую он о нем распространил. Он был готов сделать все, чтобы изгладить тот ущерб, который он нанес. Раввин предложил парню одно простое задание. Он очень обрадовался и с радостью спросил, что ему нужно сделать. Раввин сказал ему идти домой, взять перьевую подушку, принести ее в центр города в ветряной день и разорвать ее. После того, как ветер разбросает все перья, молодому парню нужно было просто ходить и собирать каждое перышко, а потом все это сложить обратно в наволочку для подушки.

Лицо молодого парня поникло, и он ответил раввину, что это задание невозможно исполнить. Тогда раввин покачал головой и сказал, что точно так же, как невозможно собрать разбросанное перья, так невозможно собрать распространенную им ложь. Раввин мог и он простил молодого парня, но нанесенный им вред никогда не будет полностью изглажен.

В иврите есть фраза lashon hara, которая в переводе означает «говорить злое». Это понятие не ограничивается ложью, но сюда также относится и те случаи, когда люди говорят о ком-то злую правду. Раввины учат, что единственным случаем, когда разрешается говорить злую правду о человеке, это когда наше молчание может принести урон тому человеку, которому вы должны об этом рассказать. Другими словами, если я скажу вам, что Джонни украл в магазине конфету, но это не ваш магазин, я буду говорить о нем злое, даже если это правда. Я могу рассказать вам о воровстве Джонни в том случае, если вы лично пострадаете от того, что я умолчу его проступок.

Кроме того, раввины учат, что всякий раз, когда вы говорите о ком-то злое, от этого одновременно страдает три человека. Во-первых, наиболее очевидно, что это тот человек, о котором вы говорите злое. Общеизвестно, что когда я говорю что-то злое о вас, я приношу вам вред. Менее очевидным, но я считаю это точно также истинным, есть то, что когда вы говорите злое о другом человеке, вы приносите вред и себе. Здесь согласно учению вы оба засоряете свои мысли, обращая свое внимание на зло, а также вы пачкаете свое доброе имя, так как люди уже знают о вас, как о том, кто можем распространять плохие новости – сплетни. И третье, вы приносите ущерб тому, с кем вы делитесь своими рассказами. Вы загрязняете их разум и портите их мнение о другом человеке. Кроме того, вы подвергаете их искушению продолжать эту цепочку сплетен и дальше делиться этими же нехорошими рассказами с другими. Помните – все три стороны несут урон, даже если эти злые истории являются правдой!

восстание Авессалома

Можем ли мы в Писании найти место, которое бы подтвержало это учение? Во-первых, рассмотрим историю об Авессаломе в книге 2 Царств, главы 15-18. Восстание Авессалома началось с распространения коварных предполагаемых рассказов о его отце – царе Давиде.

«2 И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой,

3 тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.

4 И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде.

5 И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его.

6 Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (15:2-6).

 

David's_Grief_Over_Absolom_(Bible_Card)По сути, Авессалом говорил, что Давид был несправедливым судьей, и что он смог бы осуществлять суд намного лучше своего отца. Было ли это правдой? Об этом ничего не сказано. Возможно, у Давида не было хорошо организованной системы прослушивания жалоб на месте. И вполне возможно, что Авессалом смог бы делать это лучше. Но мы знаем точно, что Авессалом распространял нехорошие вести о своем отце, таким образом заставляя других думать плохо о Давиде и только усиливая тот протест на царя, который уже был. Итак, чем же заканчивается этот пример lashon hara?

Пострадали те люди, которые слышали о нехороших вещах об их царе – 20 тыс. людей погибло в бессмысленном бою:

«6 И вышли люди в поле навстречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом.

7 И был поражен народ Израильский рабами Давида; было там поражение великое в тот день, — поражены двадцать тысяч [человек]» (2Цар. 18:6-7).

Наговорщик был убит: «14 Иоав сказал: нечего мне медлить с тобою. И взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе.

15 И окружили Авессалома десять отроков, оруженосцев Иоава, и поразили и умертвили его» (18:14-15).

И тот, о котором плохо говорили, также очень пострадал:

«1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.

2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.

3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.

4 А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!» (2Цар.19:1-4).

Аарон и Мириам против Моисея

Согласно Писанию, во многом основанием этой темы в учении раввинов и мудрецов является 12 глава книги Чисел. Прочтем первые десять стихов этой главы:

«1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял [за себя] Ефиоплянку, -

2 и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал [сие] Господь.

3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.

4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое.

5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба.

6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;

7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моему:

8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?

9 И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел.

10 И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе (Чис.12:1-10)».

 

22Эти претензии Мариам и Аарона по отношению к Моисею считаются lashon hara, или тем случаем, когда о человеке говорят плохое. Раввины не просто выносят эту тему на обсуждение в своих учениях, но они видят ее связь с другой проблемой. Как Бог наказал Мариам за ее худую молву на Моисея? Она была поражена проказой. Соответственно. Раввины видят связь между худой молвой и серьёзными кожными болезнями. В Библии есть два других отрывка, где говорится о проказе: Левит 12:1 – 13:59 и Левит 14:1 – 15:33. В своих комментариях к этим местам Писания многие раввины связывают проказу с тем случаем, что произошел с Мариам. Когда она роптала на Моисея. Поэтому раввины рассматривают худую молву как очень серьёзный грех, который  влечет за собой страшные последствия.

 христианское учение

 

на ухо

В общем, христианское учение не ставит строгого запрета на злоречие, хотя современные христианские пастора и учителя, также как и христианские Писания, четко выступают против распространения сплетен или клеветы. Например, в Послании к Ефесянам 4:31 Павел предостерегает: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас».  А в 1-е Петра 2:1 Петр учит: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие».

В Послании к Ефесянам Павел использует греческое слово «βλασφημία» (blasphemia), что в переводе означает «богохульство». Сегодня это слово используется в значении «злоречие» на Бога. Насколько аккуратней мы бы выбирали каждое наше слово, если бы считали, что каждое плохое слово, сплетня или нехорошие новости, которыми мы с кем-то делимся, это один из видов богохульства? В 1-м Послании Петра апостол использует греческое слово καταλαλιά (katalalia), что является прямым эквивалентом злоречию. Я считаю, что в обоих местах и Петр, и Павел помнили о том, чему были научены, и особенно о запрете совершать lashon hara.

Сам Павел использует то же греческое слово во 2-м Послании Коринфянам 12:19-20, которое переводится, как «клевета»: «Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию. Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков».

Все же в современном христианском учении делается ударение на важность того, что мы должны хранить свои уста. Но последние учения больше обращают внимание на то, что мы должны следить за своими словами, когда мы думаем и когда мы говорим. Есть одна сильная книга Джона Бивера под названием «Приманка сатаны», в которой он доказывает тот факт, что мы разрушаем себя, когда тратим свое время и сосредотачиваем свои мысли на том, что думаем или говорим плохое о другом человеке. Он обращает внимание на то, как горечь по отношению к кому-то другому – опять же, несмотря на то, является она объективно оправданной или нет – разрушает человека, который испытывает эти чувства. В этом вопросе учение Бивера параллельно учению еврейских раввинов о lashon hara. Оно учит, что в процессе разрушается не только объект злословия, но и его автор.

В современной церкви вся концепция «исповедания хорошего» или того, что мы хотим, но не имеем, является немного противоречивой. Некоторые опасаются ,что это учение зашло слишком далеко в ту сферу, которую критики называют «назови это – и потребуй его». Я верю, что в таком случае необходимы мудрость и баланс, а также проверка всех учений через Писание. Но нельзя полностью отрицать ни библейскую истину, ни истину, основанную на опыте, суть которой заключается в том, что то, о чем мы думаем и говорим, имеет большое влияние на то, что мы переживаем.

Даже в современных методиках обучения бизнесу поддерживается эта идея. При этом многие фирмы и спортивные учреждения каждый год тратят миллионы долларов на тренинги по мотивации персонала и консультирование. Вне сомнения намного более важным является вопрос о том, чтобы хранить свои уста, о чем учит Писание христиан: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26).

Сам Иешуа (Иисус) говорит о важности того, чтобы следить и за тем, что мы говорим, и за источником того, о чем мы говорим.

«34 Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»
(Матф.12:34-37).

иудаизм и христианство – сравнение


1341В учениях раввинов мы находим, что вопрос о важности того, что мы делаем (в данном случае), и того, что мы говорим, раскрывается очень глубоко. В современном западном христианстве особое внимание обращается на то, что мы думаем или во что верим. К сожалению, иногда эта разница преувеличивалась, и изображалось, что евреи заботятся только о делах и строго соблюдают свои законы. Более меткая критика иногда направлена против современного западного христианства и заключается в том, что мы заботимся и учим только о том, что мы думаем или во что верим, но не о том, как мы поступаем. Ни одна из этих крайностей по-настоящему не характеризует ни иудаизм во главе с учениями раввинов, ни христианство, основанное на Библии.

Иудаизм учит нас, что мы поступаем определенным образом – включая следование halacah (или понимание раввинами 613 заповедей) – потому что мы любим Бога всем своим сердцем. Самым главным утверждением иудаизма является Shema – утверждение веры и дел, записанного в книге

Второзакония 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!». Еще одним доказательством того, насколько важной является вера для евреев, а также дела, записано в 13-ти Принципах Веры маймонидов (еврейский философ 12 столетия), каждый из которых является утверждением веры. В истинном христианстве, основанном на Библии, существует баланс между верой и делами. Например, в Послании Иакова мы читаем: «Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (2:18).

Возможно, даже более неоспоримым в христианстве является то, о чем сказал Иешуа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Я считаю, что это утверждение Иешуа объединяет в себе лучшие христианские и еврейские учения по нашей теме. В этом отрывке Иешуа говорит о любви, которая исходит из нашего сердца и разума. Но в данном случае это место также говорит о делах – о соблюдении заповедей. Соответственно, Иешуа учит и о наших мыслях, и о наших поступках.

Этот стих не есть единственным местом  Писания, где Иисус учит нас об этом. Например, Иешуа регулярно говорит о наших мыслях: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мт.15:19).

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:45).

Но точно также Он учит о важности наших дел: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мт.10:42).

«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:30-31).

заключение


И библейское христианство, и иудаизм учат о важности того, что мы говорим и как мы поступаем. Поскольку слова, которые исходят из наших уст, являются первым и самым быстрым соединяющим звеном между мыслями и делами, то их важность заслуживает особого внимания. Также в учении евреев и христиан мы видим перспективу в вопросе защиты наших уст.

         Поскольку одно из ключевых служений, к которым Бог призвал Мосты мира, является служение разрушения стен, разделяющих христиан и еврейский народ – и их замена мостами – возможно, не существует более важной и лучшей начальной

точки, чем следить за тем, что мы говорим, особенно друг о друге. Не хотели бы вы вместе со мной принять на себя обязательство хранить свои уста, а также говорить что-то хорошее или же не говорить ничего вообще, а что касается диалога между христианами и евреями, то стараться говорить только хорошее друг о друге?

Джим Солберг, национальный директор США

«Мосты мира»