Я Господь, целитель твой!

медный змейКак в иудаизме, так и в христианстве одним из важных качеств Бога есть то, что Он целитель, Который может восстановить тело человека и поддерживать его здоровье. Общим также является вера в то, что жизнь – это драгоценный дар, ведь человек был создан по образу Бога, чтобы поклоняться Ему, воздавать Ему славу, наслаждаться Его творениями и своим хождением радовать Бога. Евреи и христиане рассматривают жизнь, как средство прославления Бога, потому что Он Бог жизни и завета.

Одна из сторон качества жизни это благословение через здоровье. Тот, у кого его недостает, иногда может только взывать к Богу, как это делал Иов. Но в то же самое время известно, что даже через страдания можно пережить божественный мир, который превыше всякого ума.

Во время страданий мы находим утешение в Божьем Слове. В книге Тегилим (Псалтирь) ежедневно выбирается определенный псалом чтения молитвы еврейским народом по всему миру.  Кроме Тегилима, существуют традиционные еврейские молитвы за слабых и людей, пораженные болезнью.  Пример таких молитв: «В Твоих руках крепость и сила творить великие дела, укреплять и исцелять каждого человека, даже если он раздавлен до глубины души…О, Бог, заслуживающий доверия, Отец милости, Целитель всех болезней Твоего народа, Израиля, даже если он стоит у самих ворот смерти».

 

Созданы для хорошего здоровья

Вначале Бог создал человечество не просто для того, чтобы «существовать», но жить согласно его настоящей цели – пребывать в общении с Ним.  Божье творение было идеальным, до того, как в мир вошел грех, и человечество не начало переживать физическую дегенерацию, которая приводит к болезни и в конечном результате к смерти. Вместе с грехом пришла болезнь и необходимость в исцелении.

В иврите слово rapha (רפא) является уникальным понятием, которое приравнивается к исцелению или акту исцеления. Этот термин периодически используется в Библии в разных формах и может приобретать следующие значения: божественное исцеление, исцеление посредством врача, духовное исцеление, исцеление языка или восстановление народа.

Для понятия покрытия или излечения раны в иврите можно использовать слово gehah (גהה), которое предполагает физическое исцеление посредством медицины или благодаря чьим-то перспективам на жизнь. Однако в этом учебном письме мы сосредоточим наше внимание на rapha и исцелении, которое должно исходить от Бога.

Христианский взгляд

Бог в буквальном смысле использовал слово rapha через исцеляющую силу Иисуса (Иешуа), Который встретил парализованного у купальни Вифезда. Этот случай описан в Евангелии от Иоанна 5:2-9.

 

vifezda5_miniСогласно Иоанну, Иисус входит в Иерусалим через  Овечьи ворота и приходит к купальне Вифезда, что с иврита переводится, как «дом благодати». Иоанн утверждает, что эта купальня имела пять ходов, и что в них лежало большое количество больных, хромых, слепых и немощных людей. Потом описывается что-то интересное. Ангел сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее в этот момент, получал исцеление. Странно?

Именно в этом месте согласно Иоанну Иисус встретил парализованного человека, который находился в болезни тридцать восемь лет. Начало главы рисует перед нами картину. Мы узнаем о том, что происходит в этой купальне, а также немного о хромом человеке, лежащем там без помощи. Мы можем только немного понимать состояние этого хромого; по стандартам большинства людей его тело было бесполезным, и он лежал на земле в то время, как другие выздоравливали. Он оставался одиноким и оставленным. Казалось, будто на том месте не было любви. И кто же должен появиться в момент страданий этого человека – Иисус, известный учитель и творец чудес из Назарета.

Когда Иисус спросил парализованного, хочет ли тот быть здоровым, его ответ не должен удивлять нас. В состоянии глубокого отчаяния он ответил: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7). Он исполнен страданий и печали.  Он никогда не достигал воды. Ни разу!

А теперь давайте остановимся и исследуем эту историю. В ней что-то не то? Нужно ответить на некоторые вопросы. Почему там лежал этот человек? Что это за место, где ангел входит и возмущает воду для исцеления? С каких пор в Библии ангел Господень исцеляет лишь того, кто придет первым? Почему люди, которые выздоравливают, могут добраться до купальни, а другие – хромые, слепые и парализованные  — оставлены? Кто этот человек, с которым встретился Иисус? И в конце, что пытался сделать Иисус, когда приблизился к нему? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны, во-первых, исследовать некоторые истины в истории, чтобы соединить точки картины.

Купальня Вифезда – влияние греческой культуры

Археология пролила свет на месторасположение купальни Вифезда и ее предназначение.  В первом столетии нашей эры она находилась около крепости Антониа, и она использовалась и как место расслабления для Эллинов, и как храм бога Сераписа. Доказательства показали, что купальни использовались для языческих ритуальных погружений и развлечений, а также наверняка привлекали эллинов. Итак, что такое эллинизм?

«Эллинизм» происходит от греческого слова “hellas”, которое в свое значение включает греческий образ жизни в его основной форме. Согласно историку и богослову Эмилю Шуреру, эллинизм – это «организация государства, законодательство, правосудие, публичные мероприятия, искусство и наука, торговля и промышленность, традиции ежедневной жизни, вплоть до моды и украшений, исходя из чего, эллинизм влиял на все сферы жизни, и, несмотря на то, каким было это влияние, оно формировало греческое мировоззрение».

Эллинизм окружал еврейский народ, и влияние греческой культуры было заметным. Это отображалось в женских и мужских именах до и во время Иисуса, в архитектуре и строительстве и даже в стиле, в который царь Ирод преобразовал Второй Храм. Эллинизм являлся «идеологией с греческим мировоззрением», которая во многих принципах противоречила древнееврейским взглядам. Большое количество евреев, которые в определенной мере принимали участие в эллинизме, все еще не соглашались с весомыми убеждениями, которые возникли под влиянием греческих взглядов и понятий. Эти проблемы возникли из-за вопросов поклонения человеку, природе и политеизма, все три из которых полностью противоречили вере в одного создателя Бога, что подтверждается в Торе (например, Втор.6:4).

Естественно, что эллинизм породил гедонизм, который включал в себя обожествление тела и поклонение наслаждениям. Это верование противоположно иудаизму, согласно которому в центре мира находится Бог (теоцентризм), а не человек, и где создание и наслаждение не рассматривается, как объект обожествления или поклонения, но как благо, за которое нужно прославлять Бога. Поскольку гедонизм помещает человека в центр мира и буквально поклоняется его физическому телу, болезнь или физическая непривлекательность человека могли привести к его отчуждению. Гедонизм судит по внешности, а Бог – по тому, что внутри человеческого сердца. Поэтому одно из многих заблуждений гедонизма заключается в том, что если кто-то не способен соответствовать стандарту внешности и физичкой красоты, он может быть отчужден от общества.

Это может объяснить, почему все больные и немощные люди, отделенные от основного населения, были собраны около купальни Вифезда. Вероятно, из-за присутствия этих людей в этом месте, они были отвергнутыми эллинистами, которые искали исцеления в храме Сераписа. Тогда у нас должен возникнуть вопрос: кто такой Серапис, и как этот языческий бог связан с исцелением?

Истинное исцеление в пустыне

Чтобы понять происхождение Сераписа, нам обязательно нужно обратиться к тому периоду в истории, когда после освобождения из египетского рабства израильский народ ходил по пустыне. В книге Чисел 21:4-5 мы читаем: «И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея». В результате грехов израильского народа, Господь послал на них ядовитых змеев. Они кусали евреев, которые потом медленно умирали. Но это длилось до тех пор, пока народ не пришел к Моисею с покаянием, и мы видим, как Бог излил милосердие на Свой народ.

Бог приказал Моисею: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис.21:8). Бог действовал через «rapha» и осуществил исцеление. Он буквально переместил народ с места греха и сомнения в место веры, доверия и спасения. Здесь Бог не вводит идолопоклонство, но в этом уникальном случае Он желал, чтобы народ достиг своего конца и только через повиновение созерцанию на медного змея смог получить исцеление и спасение.

Это было невероятное испытание веры. Люди, которые совсем недавно осуждали Моисея, обвиняли Бога и, образно говоря, трясли кулаками перед Наивысшим, были унижены, умоляя о Божьей спасательной силе, в результате чего получили исцеление. Было бы замечательно сказать, что Божий народ помнил об истинном Источнике их исцеления. К сожалению, около семисот лет спустя мы видим другое шокирующее событие в земле Израиля.

В 4-й книге Царств 18:4 упоминается о языческом божестве с именем «Нехуштан», которое явно приравнивают с исцеляющим медным змеем. Этот стих рассказывает нам, что Иудейский царь Езекия  разрушил медного змея, которого сделал Моисей, потому что израильский народ начал ему поклоняться. Нехуштан стал известен, как «бог исцеления», который заменил Бога Израиля. По словам американского профессора Меррилла С. Тенни «Нехуштан существовал, как пример того, как изначально хороший, искупительный и ритуалистический объект может быть превращен в его противоположность и принести вред истинной спасающей вере».

Поскольку время царствования Езекии совпало с периодом разделенного царства между Иудеей и Израилем, вероятно, что поклонение и обожествление Нехуштана также имело место и в Израильском царстве. Езекия смог очистить свои земли, но в язычестве известно одно: идолопоклонство распространяет свое влияние. Мы можем быть полностью уверенными, что оно также повлияло на северное царство Израиля.

След исцеляющего змея

 

кадуцейНа протяжении этого периода был еще один бог, подобный Нехуштану – финикийский бог Эшмун. Финикийцы были семитским народом, поселения которого находились вдоль северо-западного побережья современного Израиля и южной части Ливана. Происхождение слова «финикийский» имеет отношение к пурпурным красителям, которые они получали из улитки мурекс и широко продавали, особенно для окрашивания королевской одежды. И теперь мы должны изучить именно этот народ для того, чтобы проследить за следом исцеляющего змея.

В книге доктора Ниссима Ганора «Кто были финикийцы?» мы находим потрясающий взгляд на связь между финикийским богом Эшмун и Нехуштаном. Финикийцы жили в больших портовых городах Сидон и Тир и были моряками. Согласно данным библейских записей и археологии они являются потомками израильского колена Асира, и следовательно они имеют еврейское происхождение. Возможность происхождения финикийцев от евреев также поддерживают такие древнегреческие историки, как Геродот и Диодор, которые описывают «обрезанный народ», пришедший из Египта, как кочевников, и поселившийся на прибережной равнине на севере, земле, на которой жили Хананеи и другие народы. Именно эти финикийцы заимствовали бога исцеления и назвали его Эшмуном.

Связь между финикийцами и греками

 

АсклепийСуществует много археологических доказательств (посуда, искусство, одежда и т.п.), которые подтверждают связь между финикийцами и греками. Верно будет сказать, что два народа имели торговые и другие связи между собой. Поэтому не удивительно, что языческое божество по имени Асклепий появилось в Греции сразу после появления Эшмуна в Финикии. У греков Асклепий был богом исцеления, который ассоциировался со священными змеями и часто изображался держащим шест, вокруг которого обвивалась змея.

Греческий историк Уилл Дюрант утверждает, что «В греческом искусстве змея часто ассоциировалась с личностями Гермеса, Аполлона и Асклепия». Далее он говорит, что поскольку боги привязывались к городам-государствам и профессиям, «врачи в Греции обращались к Асклепию». Дюрант детально рассматривает греческую медицину и упоминает Асклепия: «Даже в пятом столетии греческая медицина значительным образом была связана с религией, и лечение болезней все еще осуществлялись священниками храма Асклепия».

Летописи греческих размышлений ничего не говорят о том, почему змеи были связаны в первую очередь с греческой мифологией. Но кроме греческой литературы, доказательства связи змей с божеством исцеления можно найти в финикийском обожествлении Эшмуна и его появлении на берегах Греции. Поэтому это имело бы непосредственное влияние на представление об Асклепие. Итак, как Асклепий относится к нашему изначальному вопросу: кто такой Серапис и какое его происхождение?

Происхождение Сераписа

Когда археологи обнаружили купальню Вифезда, им удалось открыть и храм бога исцеления Сераписа. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. все завоеванные им земли были разделены между четырьмя полководцами. Одним из них был Птолемей I (367-283 до н.э.), который завладел землями Египта, чтоб построить свое царство, и создал его соответственно греко-македонским ценностям.

Птолемей хотел сделать свое царство красивым, особенно для греков. Поскольку египетские божества в виде животного-человека он считал странными, он решил создать нового бога. Он желал, чтобы его бог управлял столицей Александрией и имел самые лучшие качества, какими мог обладать когда-нибудь бог. Он дал своему богу всеведущую мудрость (Зевс, Осирис, Гелиос), качества плодородия (Дионис), власть над подземным миром (Апис и Аид) и красоту исцеления (Асклепий). Имя, которое он дал своему богу, было Серапис. В Александрии он построил огромный храм Серапеум, в котором находилось изображение Сераписа с бородой, а также священные змеи, которые ассоциировались с исцелением.

Мы знаем о влиянии Сераписа, которое распространилось на Иерусалим, поскольку археологи открыли храм, построенный в его честь около купальни Вифезда.  Когда эта купальня была раскопана, тогда окрылись ее секреты. Во времена Иисуса в полу купальни были трубы, которые впускали воздух, чтобы возмущать воду и создавать пузыри. Каждое утро священники Сераписа выпускали священных змей в воду, чтобы они поплавали там и приготовили ее как приношение для этого дня. Вдоль купальни были также пустые трубы, по которым проходил звук голосов священников, подзывающих людей войти в воду для исцеления.

Но более того, в греческой мифологии Асклепий, от которого Серапис получил исцеляющие способности, часто изображается с крыльями ангела. Но был ли это «ангел», о котором написано в Евангелии от Иоанна – ангел, который благоволит к избранным, он не исцеляет каждого, но только тех, кто, вероятнее всего, даже не нуждается в этом.

Почему Иисус оказался в храме Сераписа?

 

Исцеление у ВифездыИтак, что Иисус там делал? Основное правило зла в том, что оно ищет, как исковеркать истину и иногда появиться так, будто это от Бога. Таким образом, оно может соблазнять людей и обманывать их. Более чем вероятно, что в купальне должен быть целитель, чтобы люди имели ложную надежду. Несмотря на то, было ли это исцеление временным или длительным, это было место, где надежда быстро уходила, и все было непредсказуемым. Согласно Библии, мы знаем, что даже сатана может имитировать Бога, и, когда это позволено, имеет определенную власть. Это искажение власти можно четко проследить, когда Бог позволил сатане испытать Иова, или когда священникам фараона удалось подражать Аарону и тоже превратить их посохи в змей (Исх.7:11).

Сатана главный обманщик, отец лжи, в котором не существует ничего доброго. Его желание было и все еще остается быть подобным «Наивысшему», и он получает удовольствие от того, что приводит людей в замешательство и удерживает от них истину. Христианское учение говорит нам о том, что Иисус хорошо знал тактику сатаны, что мы видим в Евангелии от Матфея, когда он был искушаем сатаной в пустыне (Мф.4:1-11). Иисус делает выбор войти в «львиное логово», чтобы сотворить чудо исцеления – rapha. Это показывает, как далеко желал зайти Иисус, чтобы исцелить кого-то. Он перед всеми повелел человеку встать, взять свою постель и идти, он был исцелен.

Кто был тем человеком, которого Иисус исцелил около купальни Вифезда? В стихах, которые идут после описания чуда исцеления, мы находим, что до этого парализованный сделал две вещи, которые показывают нам, кто он. Во-первых, он отвечает на вопросы некоторых евреев, которые были обеспокоены тем, что он нарушил субботу. Их вопросы четко показывают, что он был евреем. Они бы не спрашивали его, если бы он был язычником. Этот человек рассказывает евреям, что он был исцелен и что он несет свою постель только потому, что его целитель сказал ему это сделать. Когда они продолжают задавать ему вопросы, он не называет своим целителем Иисуса, потому что очевидно он его не знал.

После этого человек, получивший исцеление, идет в храм. Зачем? Он мог оказаться в храме в тот день по любой причине. Возможно, он там, чтобы восстановиться в еврейском обществе после того, как на протяжении 38 лет он был лишен возможности поклоняться в храме. Может, он там, чтобы помолиться и покаяться в том, что смотрел на Сераписа в надежде на исцеление, или возможно, чтобы принести жертву хвалы Богу за свое исцеление.

Неважно, почему он был там, но этот человек встретил в храме Иисуса, что опять подтверждает его еврейство. Во время раскопок вокруг Храмовой горы в Иерусалиме было найдено много каменных надписей. Они были написаны на греческом языке и предупреждали о запрете неевреев  входить во внутренние дворы храма. Фактически, единственное место в храме, куда могли входить язычники, был внешний двор. Поэтому учитывая тот факт, что Иисус встретил этого человека в храме, мы приходит к единственному выводу, что он еврей.

Настоящее исцеление приходит от Бога

Возможно, последним томительным вопросом является: почему еврей ищет исцеления у ложного бога? Почему он осознано верит в то, что, как он должен знать, является ложным? Это загадка. Но все же в итоге, это событие проливает свет на внутреннюю борьбу между человеком и Богом. Возможно, реакция этого человека, когда к нему подошел Иешуа, приближает нас к ответу. Мы можем предположить, что он чувствовал себя покинутым не только людьми, но и Богом. На протяжении многих лет он переживал чувство никчемности и одиночества. Это были, наверняка, времена отчаяния, когда он взывал к Богу и ничего не чувствовал. Учитывая его чувство отверженности, более чем вероятно, что его первая реакция на Иисуса была отображением его горечи по отношению к Богу. Но в нем должно было оставаться давнее желание доверять Богу. Это четко видно из его поступков после исцеления – он пришел в храм, чтобы поклониться. Он понял, откуда пришло исцеление.

Иисус и Божья исцеляющая сила столкнулись с Сераписом в том месте, где надежда была так быстротечна. Бог Израиля использовал rapha, чтобы показать не только полное освобождение от болезни, но и духовное исцеление. Человек полностью изменился, и произошло не только восстановление его положения в обществе, но и преобразование его веры в Бога. Божья суверенная воля и Его природа всегда будет источником настоящего исцеления. В тот день Бог произвел преобразование такого ужасного места, как купальня Вифезда, и следует ожидать, что сила Сераписа в этом месте была разрушена.

Питер Дж. Фаст

Координатор Мостов Мира