Еврейская история Газы

газа
Евреи под предводительством Йонатана Хасмонея (родной брат Иегуды Маккавея) восстановили свое правление в Газе в 145 году до н.э. Впрочем, в 61-м году до н.э. римский наместник Габиний изгнал евреев из Газы. Однако еврейская община здесь, еще при римлянах, быстро восстановилась и разрослась.

Один из наиболее древних и по сей день сохранившихся архитектурных памятников, подтверждающих еврейское присутствие в Газе, — развалины древней синагоги с великолепным мозаичным полом. Эта синагога построена в первом десятилетии 6-го века, в период римско-византийского правления. В 7-м веке почти вся Газа, в том числе и синагога, была разрушена арабами.

Вновь возродилась еврейская община после первого исламского завоевания (8-й век). В Газе функционировали еврейские учебные заведения — иешивы и Дома изучения Торы (батей мидраш).

Газа постоянно страдала от многочисленных войн, которые вели между собой мусульмане. В 1099 году Эрец Исраэль захватили крестоносцы. Когда они вошли в Газу, город был разрушен и опустошен — перед вторжением крестоносцев евреи Газы бежали в Ашкелон, который не попал в руки захватчиков.

Вино в стеклянном флаконе

В период правления мамлюков Газа изменилась. Из сонной деревушки, которой она была при крестоносцах, она превратилась в оживленный торговый город, главный порт всей южной части страны. О жизни евреев в Газе в эти годы часто вспоминали и еврейские и нееврейские путешественники.

Пожалуй, один из самых интересных исторических документов тех лет — книга еврейского путешественника, банкира из Флоренции, раби Мешулама из Волторы, который попал в Газу в 1481 году. Он, в частности, пишет: ‘Аза, или — Газа, как ее называют ишмаэлиты, имеет плодородную землю, и местные жители выращивают здесь отборные плоды. Там отличный хлеб и прекрасное вино, которое делают евреи. Всего там — шестьдесят еврейских домов. На холме стоит дом Далилы, в котором когда-то жил легендарный герой Самсон. Поблизости от того места расположен двор, который он разрушил благодаря своей несказанной силе…”.

А вот еще одно интересное описание из той же книги: ‘У них есть маленькая красивая синагога, виноградники, дома, и они уже приступили к изготовлению нового вина’.

Скорее всего, виноделием занимались только евреи. Ведь мусульманам пить вино запрещается.

Многие путешественники упоминают холм, на котором находится дом Далилы. Интересно отметить, что и сегодня возвышенную часть города Газа арабы называют — ‘Харат аль Иехуд’ (еврейский квартал).

После изгнания евреев из Испании в 1492 году, многие нашли прибежище в Израиле, и часть из них поселилась в Газе. Среди испанских беженцев, осевших в Газе, были семеро братьев Кастиль. Эта семья жила в Газе на протяжении многих поколений. И вот, спустя 480 лет, один из их потомков, генерал-лейтенант Йосеф Кастиль, занял должность командующего военным округом Газы.

Поэт — главный раввин

В начале семнадцатого века, главным раввином Газы был рабби Исраэль бен Моше Наджара, поэт и знаток Торы. Во многих городах Израиля сегодня есть улицы, которые носят его имя. Перу раби Наджары принадлежит гимн ‘Йа рибон’ — его поют за субботней трапезой во всех общинах Израиля. Раби Исраэль бен Моше Наджара умер в 1625 году и похоронен в Газе. Преемником на посту главного раввина Газы стал его сын.

Натан из Газы

Одним из выдающихся выходцев еврейской общины в Газе был Натан Биньямин Бен Элиша Хаим Ашкенази, известный как ‘Натан из Газы’. Он занимался изучением Каббалы и прославился тем, что умел ‘видеть душу человека’ и исцелять душевнобольных. Его имя стало известно далеко за пределами Газы.

Наполеон и эпидемия чумы

В феврале 1799 года армия Наполеона вышла из северного Синая на восток и две недели спустя осадила Газу. Более трех месяцев солдаты Наполеона бесчинствовали в Газе, разворовывая и разрушая город. В итоге в разоренной Газе вспыхнула эпидемия чумы, и евреи были вынуждены спасать свои жизни бегством. Многие из них нашли прибежище в Иерусалиме и Хевроне.

Трудно назвать точную дату, когда евреи вновь вернулись в Газу. Мнения по этому поводу разделились. Так, известный востоковед Ицхак Бен Цви (в 50-х — президент Израиля) пишет, что евреи возвратились в Газу между 1870 и 1872 годами. А Иехиэль Бриль, редактор первой на Земле Израиля газеты “А-Леванон” (на иврите), посетил Газу в 1883 году и упомянул, что еврейское присутствие в городе возобновилось лишь к 1882 году.

Зерна Высоцкого

В 1885 году Газу посетил Зеев Клонимус Высоцкий — один из лидеров российского движения ‘Ховевей Цион’, знаменитый торговец чаем, чье имя и сегодня можно прочесть на чайных этикетках.

Высоцкий много путешествовал по Израилю, помогал евреям, чем мог, и обещал дальнейшее содействие. Он увидел, что сельское хозяйство в Израиле недостаточно развито и не готово прокормить новых иммигрантов из России, приезжавших в Израиль с первой волной алии. Высоцкий выдвинул революционную по тем временам идею: создать сеть еврейских поселений городского типа.

Высоцкий выступил со своим проектом перед видными общественными еврейскими деятелями Яфо и Иерусалима. На первой стадии его осуществления было решено основать еврейские поселения в Шхеме, Лоде и Газе.

Поселение в Газе стало самым многочисленным из трех. Еврейскую общину здесь возглавили Авраам Хаим Шалош и знаток Торы Нисим Элькаям, сын раввина Моше Элькаяма. К концу 1886 года в этом поселении проживали уже более тридцати еврейских семей.

В 1914 году началась Первая мировая война. Евреев из Газы снова изгнали. На этот раз — турки. Однако по окончании войны, в начале 1919 года, еврейское присутствие в Газе стало постепенно восстанавливаться.

Первым в Газе поселился мельник по имени Элиэзер Марголин. Он приобрел немецкую мельницу, которая простаивала в Газе, отремонтировал ее и приступил к работе.

Нисим Элькаям, возглавлявший еврейскую общину до изгнания, тоже вернулся в Газу. Но на этот раз еврейское население Газы увеличивалось медленно…

Отношения с арабами

С возобновлением еврейского присутствия в городе начала действовать еврейская школа, которую назвали ‘Шимшон’. Даже во времена ее расцвета в ней училось не более 14 учеников. Еврейское население занималось в основном ремеслами — эта продукция пользовалась спросом и в еврейской и в арабской среде.

Евреи мирно соседствовали с арабами, поддерживая с ними дружеские отношения. Но внезапно все переменилось.

События 1929 года в Газе

Субботним утром 18 числа еврейского месяца ав, на следующий день после погромов в Хевроне, к Нисиму Элькаяму пришел приятель-араб и предупредил: напряжение в городе нарастает, евреям грозит опасность.

Нисим мгновенно оценил ситуацию. И, решив собрать всех евреев в здании местной гостиницы, поручил своему сыну оповестить сограждан о надвигающейся угрозе. Однако многие евреи, к сожалению, сочли, что предостережение Нисима — излишняя ‘перестраховка’. Они не допускали даже сомнений в том, что ‘добрых соседей арабы не обидят’…

Вскоре, в ту же субботу днем, евреи собрались в здании гостиницы. Для охраны им выделили пять британских солдат. На следующее утро, в воскресенье, толпа арабов, вооруженных мечами и камнями, с криками ‘Смерть евреям!’ окружила гостиницу. В воздухе засвистели камни.

Напуганные британские охранники разбежались. На посту остался лишь один из них. Но что он мог сделать против разъяренной оравы?

Когда толпа оказалась уже на самом пороге, Давид Гашури, у которого было разрешение на ношение оружия, выстрелил в воздух. Арабы отступили. Но жена Гашури, опасаясь, что у ее мужа будут неприятности, выхватила у него пистолет и спрятала…

Тем временем группа арабов прорвалась в одно из помещений гостиницы, где укрылись несколько евреев, в том числе — местный аптекарь. Аптекарь не растерялся и плеснул в лицо арабам серную кислоту. Те с визгом выбежали вон…

Срочная эвакуация

Британскому руководству легче было эвакуировать евреев из Газы, чем бороться с арабами. Они приняли решение поездом переправить евреев в северные районы страны. К гостинице подали грузовики, чтобы доставить евреев к вокзалу.

Арабы воспользовались подвернувшейся возможностью и напали на грузовики.

Отбили евреев с трудом. В четыре утра беженцев погрузили в поезд, следовавший сначала в Лод, затем — в Тель Авив.

Так еврейская община Газы прекратила свое существование — на день позже еврейской общины Хеврона.
От Кфар Даром к Дир Эль Балах и обратно

Во времена Талмуда практически весь северный Негев был заселен евреями. В Талмуде упоминается мудрец Элиэзер бен Ицхак из Кфар Дарома (город в районе Газы). ‘Даром’ — так назывался этот населенный пункт во времена крестоносцев.

С годами он был переименован в Дир а-Ром (римский монастырь), а это название, в свою очередь, сократилось до Дир. На более позднем этапе, по всей видимости, в 19-м веке, к слову Дир добавили слово Балах, что в переводе означает — ‘финик’. По сей день в этих местах украшают ландшафт и дают плоды многочисленные финиковые плантации…
Евреям продавали болота

В конце 19-го века еврейское присутствие в Израиле начало восстанавливаться. Внешне арабы как будто бы противились еврейской экспансии. Однако исподтишка продавали евреям земли. Себе, конечно, оставляли самые плодородные участки. Евреям же за полную стоимость отдавали болота.

Единственным на территории Сектора Газы было болото Дир Эль-Балаха. Его приобрел в начале 30-х годов Тувья Зискинд Миллер из Реховота. Он посадил на своем новом участке финиковые пальмы, цитрусовые деревья и вырыл колодец.

Через несколько лет, во время интифады 30-х годов, арабы уничтожили плантации, а колодец засыпали.

В 1945 году этот участок выкупила еврейская организация ‘Керен Каемет ле-Исраэль’. Интересно, что уже тогда в Израиле существовали территории ‘А’. Так назывались земли, которые, в соответствии с Белой Книгой Макдональда (1939 г.), было запрещено продавать неарабам. ‘Керен Каемет’ опасалась, что арабы дадут Миллеру больше денег, и он продаст землю им. В итоге после длинного и утомительного торга участок все же перешел к Израилю.

На исходе Судного Дня 1946 года сионистские лидеры и командование штаба “Хаганы” решили в ответ на План Моррисона, согласно которому предлагалось не включать Негев в границы будущей еврейской страны, в течение одной ночи основали здесь одиннадцать еврейских поселений. Одно из них появилось на территории, купленной у Тувьи Миллера. На этом месте вырос религиозный кибуц, названный Кфар Даром — как во времена Талмуда.

Киббуц просуществовал полтора года. В 1948 году, во время войны за Независимость, в результате длительной египетской осады по приказу главнокомандующего израильской армией жителям Кфар Дарома пришлось отступить.

После Шестидневной войны, когда Газа вновь перешла к Израилю, восстановление поселения Кфар Даром воспринималось, так же, как восстановление Гуш Эциона. Это было торжество исторической справедливости. Кфар Даром послужил важной стратегической точкой для начала поселенческого движения в Газе.

Сегодня в Кфар Дароме живут 56 семей…

Хагай Губерман,
evrey.com

Эпилог

Статья была написана до исхода евреев из Газы. А 18 августа 2005 г., в ходе эвакуации еврейских поселений в секторе Газа и на Западном берегу и передачи этих территорий Палестинской автономии, Кфар-Даром получил мировую известность как центр сопротивления Плану размежевания. После истечения срока добровольной эвакуации в поселении находилось ещё 65 семей, а также присоединившиеся к ним жители других поселений Гуш Катиф, подлежащих эвакуации, и прибывшие поддержать их активисты из других регионов, — общим числом 330 чел., преимущественно молодёжь. Они отказались покинуть поселение и забаррикадировались в его синагоге. Крыша синагоги была окружена колючей проволокой, и протестующие пытались отражать наступление полиции, забрасывая полицейских песком и водой. На крыше синагоги они установили транспарант с надписью «Кфар-Даром дважды не падёт», перефразируя лозунг оборонявших Массаду. Израильские войска приступили к принудительной эвакуации с использованием огнетушителей и водомётов. 250 из протестующих были арестованы и спустя неделю освобождены. Через некоторое время после эвакуации, силы Цахала снесли дома поселенцев, и затем палестинские мародёры разрушили бывшую в поселении синагогу.