index333

Ханука

История праздника

Среди праздников, которые установил Господь для Израильского народа, подобного праздника нет. Начиная со 164 г. до н.э. евреи всего мира празднуют эти дни – всего восемь дней (по еврейскому календарю – с 25 числа месяца кислев по 2 число месяца тевет). Называется этот праздник «Ханука». Слово это образовано от слова «лахинот», которое переводится с иврита как «освящать» или «обновлять». Иное название Хануки – «праздник света». Что же произошло в то время? Какие чудеса сделал Господь, Бог наш, Царь вселенной «отцам нашим в те дни, в это время года»?

Начиная с 198 г. до н.э. земля Израиля перешла под власть эллинистической Сирии, в которой правила династии Селевкидов.  В это время культура эллинистического мира уже не была культурой Греции классического периода. Но на ее основе образовалась «всемирная универсальная культура», проникшая во все страны, которые завоевал Александр Македонский. В этой культуре перемешались обычаи и традиции многих языческих народов. Греческий взгляд на мир с его культом «гражданина Вселенной» получил широкое распространение. Хотя Македония и Рим, Сирия и Египет иногда воевали друг с другом, все же их объединял эллинизм. Для всех народов того мира это была основная и приемлемая культура, но только не для евреев. В то время были небольшие группы «митьявним» — евреи, уподоблявшие себя эллинистам. Они хотели, чтобы евреи были, «как все другие народы».

Соблазны эллинской культуры постепенно отрывали евреев от религии отцов. Гимнасии, спортивные игры, языческие праздники и спектакли в честь греческих богов привлекали ослабевших в вере евреев. Верные Торе евреи самоотверженно отстаивали веру отцов, однако были и такие, которые больше и больше склонялись к язычеству. В апокрифе 1Маккав., 1:41, описывается то время: «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу».

В 167 г.до н.э. сирийский правитель Антиох IV Эпифан издает указ о том, что всякий еврей, который хранит и изучает Тору, будет казнен. Под страхом смерти нельзя было изучать еврейский язык, чтить и праздновать шабат, отмечать еврейские праздники. Запрет был наложен на все еврейские традиции, в том числе и на обрезание мальчиков. Бог иудеев должен был считаться местным воплощением Зевса, верховного божества греков. Храм в Иерусалиме был осквернен, на жертвеннике всесожжений была принесена в жертву свинья. В Святое Святых была установлена статуя Зевса.

До этого времени евреи все терпели. Они пытались как можно удобнее пристроиться в тех условиях, но рабами эллинистической системы себя не считали. А когда давление усилилось, рабство стало невыносимым. И в этом же 167 г. до н.э. в городе Модин (или Модиин), недалеко от Иерусалима, против существующего порядка восстал священник из рода Хасмонеев – Матитьягу. Рядом с ним встали пять его сыновей.

Восстание было равносильно самоубийству. Сам Матитьягу был священником, и никто из них не умел воевать. Однако небольшой отряд евреев противостал профессиональному войску. Бог допустил для Своего народа такое испытание, когда им пришлось делать свой выбор. И этот выбор стал началом чудес в их жизни.

Первой жертвой восстания стал еврей-отступник, который вышел к языческому алтарю, установленному на площади города, чтобы принести Зевсу жертву. С криком: «Милеха Шем-элай!» («Тот, кто за Господом,- за мной!», Исх. 32:26) – Матитьягу с сыновьями набросились на сирийских солдат.

Маленький отряд еврейских повстанцев бежал в Иудейские горы. Несмотря на опасность, численность его постепенно увеличивалась. Вначале война носила партизанский характер, позднее превратилась в освободительное движение. Когда преклонных лет Матитьягу умер, восстание возглавил его третий сын Иегуда Маккавей. «Макаби» —  иврита – «молот», такое было прозвище у Иегуды. «Макаби» — это также аббревиатура боевого клича повстанцев  «Ми камоха баэлим, Гашем?» («Кто подобен тебе, Всевышний?», Исх., 15:11).

Через три года жестоких боев повстанцы поразили войска Антиоха, освободили Иерусалим и овладели Храмом. Это произошло 164 г. до н.э., 25 числа месяца кислев. Эта дата не случайна. согласно преданию, 25 кислева произошло освящение переносного Храма (Мишкана) в пустыне. В этот же день и месяц был восстановленный второй Храм. И осквернение Храма сирийцами было тоже 25 кислева 167 г. до н.э.

В этих сражениях силы сирийцев значительно превосходили силы евреев как в количестве, так и в качестве. Войска противника были профессионально обучены, а отряды Иегуды состояли из плохо вооружённых пастухов, земледельцев и ремесленников. В решающей битве за Иерусалим 6 тыс. евреев выступили против 40 тыс. сирийской пехоты, 7 тыс. конницы, 38 боевых слонов и множества вспомогательных подразделений. Но евреи постились и молились: «Боже! Мы бессильны, если Ты не вернешь нам Храм, жертвы и священство! Мы умираем без истинного служения Тебе!».

Суть войны с Антиохом сводилась к борьбе за право остаться еврейским народом, к решимости очистить Храм и снова посвятить его Богу. Почему евреи так решительно боролись за возвращение Храма? Потому что, согласно библейским постановлениям, Храм стоял в самом центре еврейской веры. Храм был тем местом, где можно было приносить жертвы Богу для прощения грехов.

И вот Иерусалим освобожден, и отряды Иегуды Маккавея вошли в Храм. Там они обнаружили «мерзость запустения». Храм и жертвенник были осквернены. Евреи разобрали оскверненный жертвенник и сложили новый, очистили и освятили Храм. Талмудическая традиция повествует, что масло для меноры, хранящаяся в особом помещении Храма, так же было осквернено. Сосуды с маслом были вскрыты, печати на них сломаны, поэтому масло это считалось нечистым и непригодным для меноры – храмового семисвечника.

Почему так важно было наличие масла для меноры? Это было необходимым условием, чтобы возобновить Богослужение в Храме. Ведь менора в Святом должна была гореть постоянно (Исх., 27: 20-21). Оставалось зажечь менору. Но во всем Храме не осталось не одного сосуда с ритуально чистым елеем. После долгих поисков был найден единственный неоскверненный кувшинчик масла, запечатанный печатью первосвященника. Но этого масла должно было хватить только на один день горения меноры. Нужно было восемь дней, чтобы подготовить новое масло. Но их жажда по Богу, жажда по Божьей милости, по Божьей радости победила все сомнения. Тем более они жаждали такого служения, какое Он Сам заповедал. Евреи зажгли менору, имея только однодневный запас масла. Но…менора горела восемь дней, пока не было приготовлено новое освященное масло. Служение в Храме пошло в обычном порядке: постоянно заливалось масло в менору, совершались предписанные Торой служения и жертвоприношения.

В память об очищении Храма и освящении жертвенника был учрежден праздник Обновления (см. Иоан., 10:22) как постоянный 8-дневный праздник, получивший в еврейской традиции название «Ханука». В апокрифе 1 Макк., 4:52-58, об учреждении этого праздника сказано следующее:

«52 В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц Хаслев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано
53 и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.
54 В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами.
55 И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им.
56 Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы.
57 И украсили переднюю сторону храма золотыми венцами и щитами и возобновили ворота и хранилища, и сделали для них двери.
58 И была весьма великая радость в народе, и отвращено было поношение язычников».

Упоминаемый в 52-ом стихе 148-ой год соответствует 164-му году до н.э. и отсчитывается  от 312-го г. до н.э., принятого в эллинистическом мире за начало летоисчисления.

Традицию праздновать Хануку восемь дней объясняет 2-я Книга Маккавейская, связывая восстановление Маккавеями Храма и жертвоприношения в нем с восстановлением принадлежности еврейского народа своему Творцу и Божьего присутствия среди Своего народа и проводя параллели с празднованием праздника Сукот, строительством Храма Соломона и его освящением:
«И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах» (2-я Макк., 10:6); «Точно так и Соломон торжествовал восемь дней» (2-я Макк., 2:12).

Традиции

В эти дни вместо обычного семисвечника, в семьях зажигают праздничную менору, состоящую из восьми свечей. Каждый день зажигают на одну свечу больше, как знак усиления того чуда, которое произошло в те дни. Произносят благословенье: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время и Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать ханукальный светильник».

Восемь свечей праздничной меноры зажигают отдельной, девятой, свечей, которая называется «шамаш» — «служка» (ивр.). Именно она указывает на Иешуа – наш истинный свет, который приходит, чтобы освятить нашу жизнь. Так же, как и свеча-служка, Иешуа пришел к нам служить (Марка 10:45). Он дал нам свет (Иоанн. 1:4-5), чтобы мы сами могли стать светом для других.

Сохранился обычай выставлять на этот праздник в окне ханукию (праздничную менору), чтобы прохожие могли ее видеть. Так исполняется указание об «обнародовании чуда». Раньше менора стояла только в святом Храме, и свет ее могли видеть только священники. Ханукия ставится у двери дома снаружи или на окне, чтобы свет ее был виден всем (Матф., 5:14-16). Теперь же в каждом доме есть праздничный свет. А человек, в сердце которого зажегся огонь, Иешуа, становится храмом Святого Духа.

В храмовой меноре всегда горело одинаковое количество фитилей (семь). В ханукию же каждый день добавляется одна свеча. Ортодоксальный иудаизм не распространялся за пределы народа Израиля. Царство Божье растет и распространяется по всему миру. В Мишне сказано, что в Храме находились четыре золотые меноры высотой по 23 метра. У каждой из них – золотые чаши на верхушках. Четыре лестницы вели к менорам. Младшие когены (священники) взбирались к светильникам с кувшинами масла, которое они выливали в чаши. Из поношенных непригодных одежд и поясов коганим изготовлялись фитили, и их зажигали в меноре. Не было ни одного двора в Иерусалиме, который бы не освящался светом торжества. Благочестивые и добродетельные люди держали в руках горящие факелы и танцевали вокруг менор, воспевая хвалебные песни. А левиты в это время играли на арфах, лирах, цимбалах и трубах.

На Хануку дети играют свою любимую игру: крутят «дрейдл» — четырехсторонний волчок. На каждой стороне нарисованы еврейские буквы – нун, гимел, хэй, шин – составляющие сокращение изречения: «Нес гадол хайя шам» («Чудо великое свершилось там»). Именно так еврейские дети во времена религиозно-национального притеснения тайно изучали свой язык и Тору.

Евреи в эти дни готовят «латкес» — оладьи из картофеля, жаренные на оливковом масле. Так как чудо Хануки касается масла, вся пища готовится на растительном масле. В Израиле излюбленное блюдо Хануки – суфгания – булочки с вареньем.

Ханука в Новом Завете, пророческое значение праздника

Праздник обновления полностью описан в книге Маккавеев, которая не вошла в основной канон Библии. Но, по сути, это праздник, когда наши сердца устремляются к Богу и к людям. Ханука упоминается в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления (Ханука), и была зима» (Иоанн. 10:22). Иешуа в этот день ходил в Храме в притворе Соломоновом.
Вдоль наружных стен Храма во внутренней стороне непрерывной линией проходили крытые галереи. Восточная галерея называлась притвором Соломоновым и служила для учителей местом проповедей и учений. Соломон известен как царь, получивший мудрость от Бога (3-я Цар., 3:11-12, 28). Судебные обязанности в его времена были наиболее важной частью царского правления. Мы читаем, что уже в начале своего царствования Соломон сделал притвор с престолом, с которого он судил (3-я Цар., 7:6-7).

Иешуа ходил в притворе Соломоновом, чтобы показать евреям: «Я – тот свет, который вы празднуете сейчас, о котором говорили пророки: «Восстань, светись, ибо пришел Твой свет» (Исаия 60:1). Я принес вам то обновление, которое вы празднуете сейчас». Присутствие Бога было настолько реальным, что молчание прохаживающегося Иешуа заставляло людей задавать вопрос, оно мучило их и не давало покоя. И Иешуа ответил на их вопросы: «Я и Отец – одно» (Иоанн. 10:30). Он сказал так, противопоставив Себя императору Антиоху Эпифану («богоявленный») и другим подобным, которые возомнили себя богами.

Также, понимая важность Храма для жизни евреев, мы можем понять, почему современники Иешуа были так шокированы Его словами, которые Он сказал тогда. В Новом Завете описано, как Его любовь к Богу и ревность по Его Храму заставила выгнать всех торгующих с территории Храма (Иоанн. 2:16). Когда у Иешуа потребовали знамения того, что Он имел власть так поступать, Он ответил: «Разрушьте Храм сей, и я в три дня воздвигну его…А Он говорил о Храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Иоанн. 2:19,21,22) .

Почему Иешуа мог говорить о Своем Теле как об истинном Храме Божием? Подобно тому, как Храм был местом, где обитало присутствие Божие среди народа, так и Иешуа был образом невидимого Бога, и в Нем обитала вся полнота Божества телесно (Кол.1:15, 2:9). Как Храм был местом, где приносили жертвы за грех, так и Иешуа принес Себя в совершенную жертву за все человечество (Евр.10:10). И как Храм был местом, где Святой Бог общался с грешным человечеством, прощая их грехи, так и Иешуа обещал: «Приходящего ко мне, не изгоню вон» (Иоанн.6:37).

Уроки Хануки

Что же Бог хотел показать нам в празднике Ханука? Какие уроки хотел преподать Своим детям? Бог допустил для еврейского народа такие испытания, чтобы они сделали свой выбор. И они его сделали. Верные Богу евреи не захотели мирится с эллинизацией, отказываться от своей веры и подняли восстание. Мы тоже делаем свой выбор, когда Бог помещает нас в тяжелые жизненные обстоятельства. Мы или сдаемся, или решаем следовать за Богом. Когда мы делаем свой выбор в пользу Господа, начинается процесс обновления (2 Кор.4:16).

Маккавеи подняли восстание не потому, что были идейными борцами за веру, а потому что давление со стороны врагов усилилось. Это Бог поместил их в сложные обстоятельства. Как это происходит с нами? Когда мы не делаем правильного выбора, Бог испытывает нас жизненными трудностями, тяготами и лишениями. Если принимаем  не Богоугодные решения, эти обстоятельства повторяются. И могут длится до тех пор, пока мы не примем верное решение. Оно может быть невероятно тяжелым для нас, но Бог выходит нам на встречу. Вздыхать: «Ох, что будет завтра» — не имеет смысла. Следует во всякий момент идти Божьем путем, даже если сегодня не видно, как ты будешь продолжать завтра! И тогда Бог совершает чудо. Не в этом ли глубинный смысл слов Иешуа: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» (Матф.6:34).

Ханука знаменует не только физическую победу над эллинами, но и духовную – над эллинизацией. Все что смешивает нас с миром, что уводит от Господа, есть ассимиляция (смешение). До прихода к Богу мы все были мирские, мыслили, думали и поступали в соответствии с законами этого мира. Придя к Богу, ми во многом еще остались мирскими ассимилянтами, «эллинизированными» миром и служащими его «антиохам». Каждый был подобен оскверненному и темному храму. Каждому было закрыто понимание неоспоримой истины, что свет и жизнь в Его храме способен вдохнуть лишь Тот, Кто сотворил его. Он Сам берется обновить и очистить Свой храм от мирского и зажечь в нем Свой неугасимый свет. Позвольте свету Божьему, который в вас, прорваться, засиять в полную силу и мощь, и этот свет разгонит остатки старой тьмы, входите в служение Ему по-новому!

Евреи долго терпели свое унижение и притеснение, не желая признавать своего рабского положения. Так было и во времена исхода из Египта. Через 400 лет пребывания в Египте евреи должны были выйти оттуда, как обещал Господь, но они не выходили, потому что все еще пытались приспособится к этой рабской жизни. Но когда рабство усилилось и стало нестерпимым, тогда евреи были вынуждены признать, что они на самом деле в рабстве, и та жизнь, которой они живут, — рабская. 30 дополнительных лет понадобилось Богу, чтобы пробудить свой народ. 30 дополнительных лет они сопротивлялись, не хотели обращаться к Богу, пока рабство не стало совсем не выносимым. Господь же все это время ждал, когда же евреи дадут Ему возможность вмешаться в их жизни.

Так например, для алкоголика и наркомана путь к свободе начинается с признания своей тяжелой зависимости, своего рабства, в плену порочных привязанностей. Пока же раб говорит: «Да никакой я не раб! Просто у меня, как у всех людей, есть свои слабости, но я держу их под контролем», — любые старания освободить их бесплодны.

Но когда свобода уже завоевана, что делать дальше с этой свободой? Евреи завоевали Иерусалим, очистили и освятили Храм, но не остановились на этом. Они стали освобождать своих братьев евреев в других землях. Они добились независимости своего государства и возможности вести освященный библейский образ жизни, идти дорогой Торы и заповедей.

Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо расширять и углублять свою свободу, служить другим людям, нести свет истинны и стучатся в сердца людей Божьим словом. Надо использовать эту свободу по назначению. Вспомнить Исход. Бог сказал Моисею, что они выйдут из Египта не с пустыми руками, как нищие рабы, а с вещами серебряными и золотыми, с одеждами (Исх.,3:21-22). Эти украшения должны были пойти на строительство Скинии. Также можно было этими драгоценностями заплатить народам, через чью территорию проходи еврейский народ. Или же они могла выкупить своих братьев и сестер из рабства. И чему эти материальные благословения содействовали? При первой же возможности большая часть украшений пошла на изготовление статуи большого тельца. Бог поразил свой народ за отступничество. Оказывается, материальные благословения, которые нам дает Бог, могут стать искушением и причиной наших преткновений, соблазнов или даже падения.

Не думайте, что вы еще не созрели для служения Богу, что вы мало знаете, мало умеете, и у вас нет никакого опыта. Всем нам Бог дал различные таланты еще до того, как мы откликнулись на его призыв. И в нашей прошлой жизни мы ими успешно пользовались. Начинайте этим служить, и Бог усилит, разовьет, добавит новое. Бог явил Свое чудо Хануки тем, кто явил себя верным Богу, тем, кто вдохнул жизнь в Его храм. Бог ответит верностью всякому, кто верен Ему.