255px-Greater_Romania.svg

Евреи Северной Буковины, Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии в составе Румынии

По Сен-Жерменскому мирному договору (1919) северная часть Буковины и принадлежавшая ранее Российской империи Бессарабия (крайний север и крайний юг которой — восточная часть современной Черновицкой области с городом Хотин и районы современной Одесской области на правобережье Днестра с городами Измаил и Аккерман — ныне входят в состав Украины) отошли к Румынии. Фактически Бессарабия была оккупирована румынской армией в марте, а Буковина — в ноябре 1918 г. Проживавшие здесь евреи (в меньшей степени — украинцы) вновь оказались на положении граждан второго сорта. Их натурализация предусматривалась сепаратным мирным договором, который Румыния заключила с государствами Четверного союза в мае 1918 г. Однако румынский король не ратифицировал этот договор, а с капитуляцией Германии и ее союзников (ноябрь 1918 г.) он окончательно утратил силу. В декабре 1918 г. кабинет министров Румынии во главе Й. Брэтиану-младшим провел в парламенте закон об ‘индивидуальной натурализации’ евреев; это означало, что вопрос о предоставлении румынского гражданства должен был в каждом конкретном случае решаться в суде. Несмотря на нажим со стороны властей, евреи по призыву своих политических лидеров отказались обращаться в суды, и в конечном итоге в новую конституцию Румынии, утвержденную в 1923 г., была включена статья об автоматическом предоставлении румынского гражданства всем жителям присоединенных земель. Тем не менее евреев под различными предлогами старались не допускать на государственную службу, в армию, суды, на университетские кафедры; в Черновицком университете с первой половины 1920-х гг. фактически действовала процентная норма. Еврейских студентов унижали и избивали; в 1926 г. суд оправдал румынского националиста, убившего студента Черновицкого университета Фалика. В 1927 г. в Бессарабии и Буковине начали действовать отделения военизированной фашистской организации Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — Железная гвардия), члены которой нападали на евреев, пытаясь, в частности, воспрепятствовать их участию в выборах. ‘br’Усиление антисемитизма побудило многих евреев эмигрировать: численность еврейского населения Буковины уменьшилась со 128 тыс. в 1924 г. до 93 тыс. в 1930 г., в Бессарабии — с 238 тыс. в 1924 г. до 207 тыс. в 1930 г. В Хотине в 1930 г. проживало около 5,8 тыс. евреев (37,7% всего населения), в Аккермане — свыше 4,2 тыс. (12,3%), в Измаиле — свыше 1,6 тыс. (6,5%). Самой крупной общиной на территориях, входящих ныне в состав Украины, была черновицкая: в 1919 г. — 43,7 тыс. человек (47,4% всего населения города), в 1930 г. — 42,5 тыс. (37,8%). В Черновицах евреи сильно ассимилировались, значительная их часть считала родным языком немецкий. Черновицкое еврейство отличалось высоким уровнем общего образования, многие его представители владели свободными профессиями. Евреи составляли 70% городской адвокатуры, им принадлежала бо?льшая часть типографий. В то же время разговорным языком большинства евреев Северной Буковины, Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов оставался идиш; значительным влиянием в этих местах пользовался хасидизм, особенно Садагорская династия цаддиков. ‘br’Политическая активность евреев восточных областей Румынии была высока. Значительную роль играли сионисты: их лидер М. Эбнер (1872-1955; с 1919 г. — редактор еврейской газеты на немецком языке ‘Остъюдише цайтунг’) в 1926 г. стал председателем черновицкой еврейской общины, в 1928 г. — депутатом парламента Румынии, в 1933 г. — вице-президентом Конгресса национальных меньшинств в Женеве. Постепенно укрепляли свои позиции бундовцы: возглавлявший их Я. Пистинер (умер в 1930 г.) тоже избирался в румынский парламент (вместе с беспартийным историком М. Рейфером). Газета украинских либеральных националистов ‘Ридный край’ (Черновицы) после кончины Я. Пистинера поместила сочувственный некролог. Вместе с тем, господствовавший в Румынии государственный антисемитизм и переход руководителей украинских партий и организаций Буковины и Бессарабии на профашистские позиции способствовали широкому распространению юдофобии среди украинцев. В этих условиях значительная часть еврейской молодежи радикализировалась и в той или иной мере поддержала созданную в 1920 г. Буковинскую компартию (в 1926 г. влилась в компартию Румынии), что, в свою очередь, способствовало усилению антисемитских настроений. Среди руководителей Буковинской партийной организации преобладали евреи; в 1937 г. сталинистское руководство румынской компартии объявило их ‘троцкистами’. ‘br’Несмотря на противодействие властей, культурная и общинная жизнь евреев Буковины и Бессарабии в 1920-30-х гг. продолжала развиваться; еврейские детские сады, школы Тарбута, дома для престарелых, больницы функционировали не только в Черновицах, но и в сравнительно небольших городах -Хотине, Измаиле, Аккермане, Садагоре и других.

http://www.aish.kiev.ua/?e=1