ТЕОРИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ

В современном богословии, есть невообразимое множество всевозможных гипотез и теории, за которыми, порой, идет немало людей, даже когда, эти самые теории, весьма далеки от сути Писания. Одной из таковых смело можно назвать «теорию замещения», что же это такое?! Давайте попробуем разобраться вместе.

replacement-theology5-300x149

 

А с другой стороны, есть в нашей среде глубоко укоренившееся представление, которое я осознал только в последние годы – «теория замещения» – что период Израиля сменился периодом Церкви, и в настоящее время евреи служат скорее плохим примером неповиновения Богу. Что вы думаете о такой – теории замещения?

 

Вы утверждаете, что теория замещения, глубоко укоренившая в нашей среде? Что это за среда? Я, очевидно, не отношусь к этой среде. У меня всегда суббота. Для меня евреи Божий народ. Бог, который открылся мне в Иисусе Христе – это ведь Бог Израиля. Бог, который открылся мне, это Бог Любовь, заповедавший мне любить всех, даже врагов. И в таком откровении, данном мне Богом, Израиль, конечно, самый близкий мне, самый близкий христианству народ. А что такое «теория замещения»? В России сейчас как раз совершается импортозамещение. Судя по тому, как это происходит, это какая-то туфта. Но это же не ответ. Приходиться идти на рынок идей и теорий. И вот что мне предложили там. Меня поправили, сказав, что в физике процессы взаимозаменяемости называют «теорией замещения», а в богословии это называется «теологией замещения». Ну, пусть будет так. История эта длинная, суть её, как я понял, выглядит так. Создание церкви стало финальной точкой для Израиля, как Богом избранного народа. Бог отверг Израиль. Создал Церковь, и все свои дары благодати теперь направил в Новозаветную церковь. Приведу цитату из Википедии.

«Теология замещенияСуперсессионизм (англ. Supersessionism, от англ. «supersession») — условное название экклезиологической концепции в рамках христианской теологии, согласно которым Новозаветная Церковь, как сообщество избранных, заменила собой Израиль, как избранный народ; и все обетования, адресованные в Библии евреям, после утверждения Нового Завета адресованы христианам. Основанием для замещения стало предание Мессии — Христа евреями на распятие и отречение от Него, вследствие чего Ветхий Завет(заключенный только с евреями) заменяется Новым Заветом, где избранными детьми Божьими становятся представители всех народов. «Замещённые» иудеи при этом становятся богооставленным народом».

И вы спрашиваете, как я отношусь к этой теории, называемой теологией? Никак. Богословская выдумка, навеянная гордостью. При этом явно противоречащая Писанию. Все обетования Божьи Израилю, были самим Богом даны, как вечные. По крайней мере, три очевидные ошибки допускают сторонники теории замещения. Первая грубая ошибка, давшая повод к пресловутой «теории замещения», о ней апостол Павел говорит в послании в Рим, это гордость. «Не гордись, но бойся». Кстати, эти слова сказаны апостолом в прямой связи с Израилем, и указывают, что очевидно, попытки превозношения над Израилем уже были тогда. Именно в связи с растущими проявлениями гордости Павел увещевает христиан: «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» Рим.12:16. Гордость привела христиан к такому дерзкому состоянию, что они начали судить историю. Гордость, незаметно заняв место в христианской среде, поразила христиан в самое сердце. Это сложный и долгий процесс, как от смиренного и благочестивого следования за Христом, христиане взошли на трон истории. Христиане позволили себе судить Израиль. Вопреки сказанному об Израиле в Писании, допустили в свою среду эту богопротивную мысль об отвержении Израиля Богом. Слова Христа об участии Церкви в суде над Израилем, вовсе не мандат на суд в настоящее время. Иисус же сказал им: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Матф.19:28. Это будущее, и оно принадлежит Христу. Только Христу. Гордость, поразив людей, привела их к такому необдуманному действию, что они присвоили себе Божью власть. Вторая ошибка, ставшая, по сути, следствием первой, это разделение христианства. Это не вопрос нашей беседы, но я упоминаю об этом трагическом в истории христианства явлении, дабы направить взоры людей, судящих Израиль в свой двор, и увидеть там разруху, и исполниться страстным желанием навести порядок в доме, который Христос доверил нам. Это значит, нужно избавиться от страсти судить всех, и исполниться страстью любить всех. Исполниться страстью любить Бога, любить настолько, чтобы исполнить все Его святые заповеди.

replacement-theology2-300x140

 

«Иисус отвечал ему: Первая из всех заповедей: „Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей“ – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной, большей этих, заповеди нет». Мар.12:29-31. И завершая Свою земную жизнь Учитель преподал урок любви сказав: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Иоан.13:34,35. Следующим шагом, из развивающейся гордости, стала претензия на суд истории. Вынесение приговора Израилю, это ведь радикальная, трагическая ошибка. Она состоит в том, что изобретатели и последователи «теории замещения» не Израиль отвергли, они отвергли Бога Вечного и неизменного. «Теология замещения» представляет Бога, как Того, кто запросто меняет правила игры, кто не выполняет свои обещания, заветы и договоры которого не стоят ломаного гроша. Но Бог Израиля не таков. Бог Израиля верен. Святой апостол Павел, более чем кто-либо из Новозаветных писателей, говорит о судьбе Израиля, и связи Церкви с Израилем, о некоем единстве в Божьем действии. В послании в Рим он увещевает христиан говоря: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя. Скажешь: «Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верой: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя». Рим.11:17-21. Здесь возможна мысль о замещении, но это мысль не глубокая, мысль поверхностная, мысль горделивая. Корень, Патриархи, Авраам, Исаак, Иаков – неизменен. Израиль есть природное древо, связанное с корнем исторически, биологически, духовно. Израиль – это исполнение обещания Бога Аврааму: «И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Быт.12:1-3. Прекращение действия благословения Аврааму, означает прекращение действия Божьего благословения всем! Когда апостол Павел говорит, что некоторые природные ветви отломились от корня, он говорит, что это есть Божий акт любви, который таким образом Свой народ проводит через скорби, научая и вразумляя дабы исполнить всё, о чём было возвещено Аврааму, а затем дано в Законе Моисею. Апостол Павел ставит вопрос о судьбе Израиля радикально. «Итак, спрашиваю: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Ответ не допускает никаких кривотолков. «Никак. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». Рим.11:1-2. Данное обращение к судьбе Израиля в послании Павла в Рим имеет задачу обличить христиан, предупредить христиан от опасности быть беспечными, от опасности утратить дар благодати и впасть в гордость. «Ибо не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне этой, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: «Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова. И этот завет им от Меня, когда сниму с них грехи их». Рим.11:25-27.

Усиливающийся интерес к Израилю, с тем и связан, что христиане обличаемые Духом Святым почувствовали свою вину за прошедшие в веках жестокие гонения на евреев. Вину за еврейские погромы. Вину за Холокост. Дух Святой указывает современным христианам, что отвергая Израиль, христиане лишают себя Корня. Иисус Христос не отверг Израиль. Он умер и Воскрес и за Израиль! Он есть обетованный Богом Израиля Мессия!

ЮРИЙ СИПКО, вице-президент Всемирного баптистского альянса, экс-председатель Российского Союза Евангельских Христиан-баптистов (2002 – 2010).

http://oasis-magazine.com/