РУТ И ДАРОВАНИЕ ТОРЫ

abraham-and-lot-part-ways-249x300В книге Берейшит есть два отступления от генеральной линии сюжета: это истории с Лотом и Иеhудой.

Когда к Аврааму пришли в гости ангелы, тот побежал к ним навстречу и поклонился в пояс. Лот был его воспитанником, и многое перенял у дяди, хотя обращал внимание в основном на внешнее. Поэтому, когда ангелы пришли к нему, он никуда не побежал, зато поклонился им до земли. Качество хесед, в совершенстве проявленное в Аврааме, получило у Лота несколько извращённый оттенок: защищая гостей от насилия местных жителей, он предложил своих дочерей. Толпа, состоявшая из представителей всех слоёв населения Сдома, отвергла предложение: в той истории ими двигала иная страсть. Традиция говорит, что акт насилия над пришельцем служил своего рода пропиской в экономически богатой долине, жители которой не были заинтересованы в новых мигрантах. Что же произошло в тот момент? Комментаторы говорят, что Лот тем самым приготовил дочерей для себя. Как же это оправдывает поведение самих дочерей? Услышав, что Лот предлагает выдать их толпе, девочки поняли, что он отказывается от основной отцовской обязанности – защиты своих детей. То есть как бы перестаёт быть им отцом. От их связи рождаются два народа – Моав и Аммон, которые, предложив своих дочерей еврейским мужчинам в местности Шитим, копируют «хесед» своего общего предка.

Несколько позже Тамар, отчаявшись ожидать исполнения обещаний своего тестя, делает самостоятельный ход, и добивается восстановления не только своих прав, но и семени своих мужей, которые возвращаются в родившихся близнецах. Тем самым бОльшую услугу она оказывает не себе, а дому Иеhуды, и всему еврейскому народу: будущий царь Израиля Давид, от которого должен родиться праведный царь Машиах, должен быть из царского же колена Иеhуды, наделённого Творцом мерой дин (справедливости и суда).Paralipomenon1-253x300

Однако, благодаря этому ярко выраженному качеству Давид так и не удостоился построить жилище Всевышнему. И тут неожиданно пригодился хесед (милосердие) Лота, пришедший в мир через Авраама: дочь моавитского царя Рут становится женой Боаза, потомка Переца из царского колена Иеhуды. Круг замкнулся.

Что связывает книгу Рут с дарованием Торы, и почему её читают в праздник Шавуот? Из этого свитка учат правила гиюра – перехода в еврейский народ и принятия на себя бремени заповедей. А самый массовый гиюр, как известно, состоялся 6 Сивана 2448 года у горы Синай. Тогда, между «наасе ве-нишма» и золотым тельцом, еврейский народ первый и последний раз в истории был един. А история Рут демонстрирует нам, как непросто идти к этому единству и ответственности за брата обычным путём. Как мы видим из истории, взаимодействие братьев, начиная с самой первой пары – Каина и hевеля – сводится обычно к борьбе за первенство. Авраам-авину впервые берёт на себя ответственность за брата, взяв в свой дом его детей – Сару и Лота. Лот воспринял этот урок, как смог, и восстанавливает свой род оригинальным методом; Тамар тоже применяет изобретательность, чтобы вынудить Иеhуду взять на себя ответственность за свою семью; а его прапра…внук Боаз делает это уже осознанно и добровольно. Хотя и не без помощи прапра…внучки Лота — Рут, подсказавшей ему своим поведением, что именно следует сделать. В этом, видимо, и заключается та заслуга, за которую Боаз хвалит её, говоря: «Эта твоя последняя милость ещё лучше первой» (Рут 3:10).

Традиция говорит, что на момент их брака Рут было 40 лет, и она была бесплодна, а Боазу – 80 лет. Боаз, выполнив главное предназначение своей жизни, прожил после этого всего один день. Много это или мало? Судите сами: нечестивый царь амалекитян Агаг прожил один лишний день своей жизни, в результате чего ухитрился продлить свой род в ночь перед казнью, и спустя два поколения его внук Аман чуть не уничтожил весь еврейский народ. А праведный Боаз в последнюю свою ночь удостоился стать прадедом царя Давида. Орпа же, сестра Рут, возвращаясь к народу своему и богам своим, подверглась в ту ночь насилию от множества мужчин и пса. У неё родился великан Гольят, который, выйдя на бой со своим внучатым племянником Давидом, сказал: «Что ты идёшь на меня с палкою? Разве я собака?» (1 Шмуэль, 17:43)

И здесь круг тоже замкнулся, но уже с другой стороны.

Глоссарий:

1 Шмуэль: 1 Книга Царств
6 Сивана 2448 года – день дарования Торы еврейскому народу на горе Синай
Боаз – Вооз
Гольят 
– Голиаф
дин
 – качество справедливости и суда (в этом контексте)
Наасе ве-нишма
 — «Сделаем и услышим» воскликнул еврейский народ при получении Торы на Синае. Принцип, которым руководствуются ангелы на небе, означает согласие на безоговорочное послушание Божьей воле.
Перец — Фарес
Рут
 – Руфь
Тамар – Фамарь
hевель – Авель
хесед
 – качество милосердия (в этом контексте)
Шитим
 – название стоянки еврейского народа в пустыне по названию города

А. Рыбин

 

http://oasis-magazine.com/2016/06/16/rut-i-darovanie-tory/