СОДРУЖЕСТВО ИЗРАИЛЯ

images      Бог вверил Евангелие Иудеям и принес его в мир через них. Сделал Он это не из-за каких-то заслуг Евреев, но в соответствии со своим вечным и суверенным планом. Иисус довольно просто выразил это: «Спасение от Иудеев».

Когда Бог изменил имя Аврама на Авраам и сделал его отцом Еврейского народа, Он сказал ему, что также сделает его «отцом множества Язычников (гоим). Когда Бог изменил имя Иакова на Израиль, Он пообещал ему то же самое.

«И сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию». (Быт. 35:10-12)

Интересно, что здесь Бог повторяет Иакову заповедь и благословение, которые были изначально даны Адаму (Быт. 1:28) — «плодись и размножайся». Бог’ повторил эту заповедь Ною и его сыновьям: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». (Быт. 9:1)

В пустыне Бог пообещал Израилю: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их… пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей…

Призрю на вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами… Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою». (Лев. 26:3, 6, 9, 13)

В этих стихах Бог рисует картину того, как Он желает благословить свой народ. Картина изображает государство — политическую единицу — и страну-землю.

Стефан напомнил Синедриону о том, что Бог сделал с Авраамом. «Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его [Бог] в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут, в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте». (Деян. 7:4-7)

Язычники в естественном состоянии «отчуждены от общества Израильского». (Еф. 2:12) По природе, они находятся в других владениях и на другой территории. Естественно, они являются чужеземцами без прав и обязанностей граждан Израиля.

Но с теми Язычниками, которые покаялись и уверовали, дело обстоит иначе. Они стали «согражданами святым и своими Богу» [букв, «членами Божиего дома»]. Это «политическая» терминология, которую нужно понимать в политическом, а не в мирском смысле. Республика Платона, к примеру, является «содружеством» -[полис], политическим сообществом. Аристотель «О Политике» анализирует лучшие черты такого политического сообщества.

В «Граде Божием» Августин приводит классическое значение содружества. Он ссылается на Сципио в изложении Цицерона. Некоторая часть этой дискуссии поможет нам понять политические термины, употребленные Платоном.

Сципио «начинает с повторения и подтверждения своего краткого определения «содружества», т.е. «дружбы [блага] общества», он определяет «сообщество» не как любое объединение населения, но как «объединение, связанное общим чувством права и едиными интересами». Он выдвигает предположение, что содружество («благо общества») существует лишь там, где есть здравое и справедливое правительство… То, что в музыке называется созвучием, в сообществе зовется согласием или гармонией, это самая лучшая и прочная основа безопасности в стране. Но это не возможно без справедливости».

Некоторые законы, гарантировавшие безопасность в Римской империи или Древней Греции, с библейской точки зрения, были несправедливы. Но иные из них содержат для верующих важные уроки. Например, «Римляне», — с гордостью заявляет Сципио, — «не позволяли подвергать личность и репутацию насмешкам и ярлыкам стихотворцев, и приговаривали к смертной казни всякого, кто осмеливалися сочинить произведение подобного рода». «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». (Иак. 3:6)

Августин заключает: «Но истинная справедливость существует только в том содружестве, основателем и правителем которого является Христос; если мы согласны назвать это содружеством, будучи не в состоянии отрицать того, что это «благо общества». «Ибо Сципио дает краткое определение государства, или содружества, как «блага народа». Итак, если данное определение верно, тогда Римского содружества не существовало вовсе, так как Римское государство никогда не являлось «благом народа», по определению Сципио. Ибо он определил «народ», как множество, «связанное общим чувством права и едиными интересами». В своем трактате он объясняет, что имеется в виду под «общим чувством права», указывая, — что государство не может существовать без справедливости, а где нет истинной справедливости, там не может быть права».

«При таком положении вещей, если человек не служит Богу, какой доли справедливости в его существе мы можем ожидать? Ибо если душа не служит Богу, она не может справедливо распоряжаться телом, также, разум человека не в состоянии управлять порочными элементами его души. «Если в таком человеке нет справедливости, какие могут быть сомнения в том, что ее не будет и обществе, состоящем из подобных людей. Посему, здесь нет этого «согласия с законом», превращающего толпу в народ, являющийся содружеством».

По закону, человек может являться частью общества, полноправным гражданином, живущим в этом обществе, но все же отделенным от него решениями своего сердца. Подобным же образом, без внутреннего согласия с законом Бога, человек ли или группа людей — Язычники ли, Евреи ли — могут оказаться в такой же парадоксальной ситуации в содружестве, утвержденном Богом.

Имея в виду это классическое определение содружества, мы сможем ясно понять Павла, следя за его рассуждениями о вопросах гражданства и закона. Эти вопросы ему были совершенно понятны.

Павел пришел в Иерусалим, чтобы принести пожертвования от церквей, которые он основал среди Язычников. Некоторые из языческих верующих сопровождали его в Иерусалим. «На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у Язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между Язычниками,, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.

Итак, что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон». (Деян. 21:18-24)

Некоторые в Церкви говорили, что Павел учил Иудеев оставить Закон Моисеев. То была неправда. Некоторые в Церкви говорили, что Павел оставил Закон. Это, также, была неправда.

Поэтому Павел охотно сделал то, о чем его попросили Иаков и старейшины иерусалимской церкви. Прежде он сам давал обет по закону, «он остриг голову в Кенхреях, по обету». (Деян. 18:18)

В этот раз в Иерусалиме, «Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери». (Деян. 21:26-30)

У этих «Асийских Иудеев» была своя версия ложных слухов о Павле, распространяемых в Церкви. Все, что они говорили, было неправдой, но они не дали Павлу возможности ответить.

«Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника ,и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал. В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость». (Деян, 21:31-34)

Павел воспользовался возможностью и сказал тысяченачальнику по-гречески: «Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.

Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». (Деян. 21:39-22:3)

Прежде, чем прийти в Иерусалим, Дух Святой несколько раз предупреждал его о том, что его ожидает, последний раз через пророка Агава. «И, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки Язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». (Деян. 21:11-13)

Если бы не благодать Божия, Павел был бы одним из активных возмутителей толпы. Он активно искал смерти всякому Иудею, верившему в Иисуса. Сейчас же он был на противоположной стороне, и он имел возможность говорить, как однажды, много лет назад, это делал Стефан.

Он начал по-еврейски: «Я — Иудей». Затем он рассказал о том, как преследовал Церковь, пока сам Иисус не явился ему. «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства обо Мне.

Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к Язычникам». (Деян. 22:17-21)

До этого момента вся толпа слушала его в полном молчании. Они молчали, пока он рассказывал о преследовании верующих. Они молчали, пока он рассказывал, как Иисус Мессия явился ему и даровал покаяние. Они молчали, пока он рассказывал, как Иисус Мессия повелел ему быть «свидетелем пред всеми людьми о том, что он видел и слышал», (ст. 15)

Они молчали, пока он не упомянул Язычников. «До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него». (ст. 22-24)

«Никаких Язычников в Храме! Необрезанные не должны осквернять святыни Божьей! Как можно тайно приводить Язычников в святилище Израиля?!» Этот вопрос был самым взрывоопасным в Церкви. Он также был самым взрывоопасном в Израиле.

«Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин.

Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его». (ст. 25-29)

Для того, чтобы получить право обратиться с речью, он указал на то, что является гражданином Тарса Киликийского. Чтобы предотвратить бичевание, он указал на свое римское гражданство.

Физически он не являлся римлянином. Он не был там рожден и не являлся жителем этого имперского града. Но когда речь коснулась римского гражданства, он был настолько же римским гражданином, насколько им являлся любой житель Рима, родившийся там.

За римским гражданством стояли определенные права и защита. Сотник и тысяченачальник перепугались за свою жизнь, так как преступили права римского гражданина. Вся мощь Римской империи могла быть направлена против них.

В Филиппах Павел изгнал из девушки-служанки духа прорицания, который постоянно «рекламировал» дьявола, тем самым как бы одобряя их служение. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу, и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду». (Деян. 16:19-24)

Некоторым Иудеям в Иерусалиме (и в Антиохии Писидийской [Деян. 13:45] и в некоторых других местах) не нравилось слышать о Язычниках. Некоторым Язычникам в Филиппах (Эфесе [Деян. 19:34] и некоторых других местах) не нравилось слышать об Иудеях.

Господа этой девушки-служанки выдвинули свое римское гражданство как обвинение против Павла и Силы. На следующий день городские служители отдали приказ начальнику тюрьмы отпустить Павла и Силу. «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города». (Деян. 16:37-39)

Городские служители в Филиппах и римские военначальники все боялись власти Рима. Все могущество Рима гарантировало права римских граждан. Однажды Павел был побит, в другой раз — нет. И всякий раз, там, где владычествовал Рим, римское гражданство пробуждало страх и послушание.

Гражданство дает защиту и привилегии. В Британском Содружестве Наций — несовершенная аналогия — каждому гражданину этого содружества предоставлялось британское образование, британский паспорт и беспрепятственное передвижение на территории Содружества. Каждый канадец или кениец были являлись Британскими гражданами в той же мере, что и любой лондонский лорд.

Были ли они британцами? Это полностью зависит от того, что мы подразумеваем под «британцами». Находясь в Содружестве, они являлись британцами для Верховного Суда и британцами для мира, независимо от места проживания и происхождения. Они были привиты. Они являлись согражданами, соучастниками, сопричастниками и сонаследниками.

Тем не менее, Британия была страной-родительницей, и никто не может ей отказать в том особом месте, которое занимает ее земля и ее народ. Другие страны, к своей пользе, являлись членами содружества, но оно принадлежало Британии. Отрицать это — означает разрушать всякое основание для пользования привилегиями, которые предоставляет членство в Содружестве. Без Великобритании не могло бы быть и Британского Содружества. (Как и без Рима — Римской Империи.)

Именно там начиналось Содружество, изо дня в день. Именно британский народ принес свою культурную, индустриальную и интеллектуальную мощь другим. Отрицать особое место британского народа в Содружестве было бы абсурдным проявлением высокомерной неблагодарности и невежества.

Павел сказал: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». (Рим. 9:3-5) Это то, что относится к спасению.

Петр писал «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Бифинии, избранным» (1 Пет. 1:1) Он сказал: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между Язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». (1 Пет. 2:11-12)

Говоря «Язычники… злословят вас как злодеев» имел ли он в виду всех Язычников? Нет. Некоторые из тех, кому он писал, были Язычниками. Он имел в виду неверующих Язычников.

Непосредственно перед этими стихами он пишет: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены». (ст. 7-8)

Кто же эти строители, отвергнувшие краеугольный камень? Иисус ясно дал понять, что ими являются «первосвященники и фарисеи». (Мф. 21:42-45) Они были Иудеями, но не все Иудеи были первосвященниками и фарисеями.

images (1)Некоторые Иудеи, даже большинство, оказались среди тех, что «не поверили». В таком же положении оказались и некоторые Язычники, даже большинство из них. С другой стороны, некоторые Язычники и некоторые Иудеи, все по благодати Божией, уверовали.

Заветы и обетования принадлежат Израилю. Петр, как и Павел, был частью того избранного верного остатка, который Бог сохранил для себя в Израиле. Заветы и обетования принадлежат верному остатку. Верующие из Язычников, входящие в содружество Израиля, становятся сонаследниками этих заветов и обетований.

Физически люди бывают либо Иудеями, либо Язычниками. Со времен Вавилонской башни и избрания Авраама других возможностей не существует. Все люди различаются физически, все, кроме Церкви. Церковь состоит из Иудеев И Язычников.

Поэтому Петр пишет всем верующим: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы». (ст. 9-10) Языческие верующие участвуют в этих обетованиях ровно на столько же, насколько их иудейские братья. Они были выведены из того, чем однажды являлись. Они были введены в нечто новое.

«Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный». (4 Цар-. 5:1) Он пришел к пророку Елисею, чтобы исцелиться от Проказы.

«И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе». (4 Цар. 5:10-12)

Неемана привело в бешенство предположение о том, что воды Израиля могут сделать для него то, что не в состоянии сделать воды Дамаска. Он ушел в ярости, унося на себе свою проказу. Если бы не рабы, склонившие его смириться и забыть свою сирийскую гордыню, он остался бы прокаженным до дня своей смерти. Однако Нееман в конце концов смирился, послушался и был исцелен и узнал, что «спасение от Иудеев».

Гордость не является чертой, присущей исключительно Язычникам, ни Иудеям. Это черта, присущая людям. Вот почему Иисус рассказал оборотную сторону этой истории Иудеям в синагоге в Назарете.

«Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости». (Лк. 4:25-28)

Божий план искупления задуман так, чтобы «никакая плоть не хвалилась пред Богом». (1 Кор. 1:29) Языческие верующие были введены в Содружество Израиля. Они полноправные граждане, как любой физический потомок Авраама, Исаака и Иакова. Они стали гражданами не за счет детей Израиля, вытеснив их, но став согражданами наряду с ними.

 

Глава из книги Д.Грубера «Церковь и Иудеи»

http://tikvaisrael.com/